Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

Наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста представляют собойминимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.

По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия, как нарушение развития устной речи. Наиболее распространенным вариантом ММД являетсясиндром неустойчивости внимания с гиперактивностью (СНВГ). Конечно, не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются - это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда "разгуливается" в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет, ни заря, капризничает или балуется в магазине. Однако, если данное состояние не возможно устранить самостоятельно, ребенок излишне возбудим, импульсивен и т.д. вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

СНВГ встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Данный синдром встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Как проявляется синдром неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

Первые проявления СНВГ иногда можно наблюдать ужена первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным действиям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.); отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют);могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении за такими детьми врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии (малыши позже начинают изъясняться фразами); у них детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), более позднее овладение сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст. и при нормальном развитии, является для ребенка особенным: c одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память, а с другой, - наблюдается первый кризис развития. Основные проблемы этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я".

Поэтому зачастуюв 3-4 года. до поступления ребенка с СНВГ в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу, а когда малыш идет в детский сад, и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить задание, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системыгиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Дальнейшее развитие проявлений СНВГ происходит с началом систематического обучения (в возрасте5-6 лет ) в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызыватьпереутомление. Эмоциональное развитие детей, страдающихсиндромом дефицита внимания с гиперактивностью. как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости, они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы в обучении. Следует иметь в виду, что ребенок с СНВГ не вполне предвидит последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам в подростковом возрасте, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Диагностика синдрома неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу или психиатру и провести обследование ребенка, т.к. иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания.

Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:

- гиперактивность без дефицита внимания;

- дефицит внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек: они достаточно спокойные, тихие, “витают в облаках”);

- дефицит внимания с гиперактивностью;

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы. Если первая характеризуется тольконевнимательностью и гиперактивностью. то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.

Дефицит внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний (как последствие родовой травмы и инфекционных поражений ЦНС, например, после перенесенного гриппа) и т.п.

Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и "видика". Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, бьющей через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход энергии, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно; или просто так сложилась ситуация.

Гиперактивный ребенок,независимо от ситуации. в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он простоне может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых (этих можно уговорить, наказать, в конце концов, а гиперактивных – бесполезно).

Особенности в поведении появляются до 8 лет; обнаруживаются везде (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.); не обусловлены какими-либо психическими заболеваниями; вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность :

- ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду);

- не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;

- не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их;

- испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;

- избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;

- часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;

- легко отвлекается на посторонние стимулы;

- постоянно все забывает.

Гиперактивность

- ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;

- не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;

- двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно;

- не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;

- часто бывает болтливым.

- ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;

- с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.

- обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;

- проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетворения своих желаний;

Причины возникновения синдрома неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

В происхождении СНВГ важную роль играют генетические механизмы. В семьях детей с СНВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения. В подобных случаях риск развития СНВГ составляет примерно 30%.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СНВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов: внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беременности; стрессы во время беременности; недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г); преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Принципы лечения и коррекции синдрома неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

Лечение СНВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться у врача и психолога, а также ощущать поддержку родителей, их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Необходимо помнить, что лекарственные препараты надо принимать строго по назначению врача

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на малейшую похвалу.

Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СНВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности.

Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.

Для коррекции поведения можно использовать, обсудив это с малышом, систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение; а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Также важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы они были уравновешенными и спокойными.

Наказания должны следовать за провинностями быстро, незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению.

Если ребенок действительно болен, то ругать его за непослушание не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать, то есть давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. (Например, сказать: "Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно, надо вести себя так…"). Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми ("Леша хороший, а ты плохой").

Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в группе, классе, меньшая продолжительность занятий и пр.

Часть гиперактивных детей "перерастают" свое заболевание, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СНВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься их лечением).

Литература

  1. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. – 2-ое изд.
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.
  3. Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей.

Психолог ГДППНД В.Ю. Губкин