Проблема развития и формирования внимания

I. Введение.

II. Возрастные особенности внимания.

II.1. Развитие внимания детей до школы.

II.2. Внимание младших школьников.

II.3. Особенности внимания подростков.

II.4. Формирование внимания у юношей.

III. Развитие внимания.

IV. Исследования по экспериментальному формированию внимания.

IV.1. Формирование внимания в свете гипотезы П. Я. Гальперина о внимании как сокращенной формы контроля.

IV.2. Рекомендации по развитию внимания шахматистов.

V. Вывод.

VI. Список литературы.

Введение.

Во всякой предметной деятельности субъекта вни­мание составляет одно из важнейших психологиче­ских условий ее успешности. Известно, что и про­цесс обучения, и трудовая деятельность не могут успешно протекать без достаточного внимания человека. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение устойчивого внимания.

То есть становится ясным, насколько актуальным является вопрос о развитии внимания.

В данной работе мы остановимся на следующих направлениях:

1. Мы рассмотрим, собственно возрастные особенности развития внимания.

2. Рассмотрим развитие внимания с точки зрения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.

3. А также приведем ряд конкретных медов по формированию внимания.

Приступая к анализу вопроса о развитии внимания в онтогенезе, необходимо учитывать одну характерную особенность данной проблемы.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Поэтому, обращаясь к вопросу о методах развития внимания, необходимо исходить от того, какой позиции придерживается тот или иной автор.

Возрастные особенности внимания.

Внимание в значительной степени зависит от уровня раз­вития основных процессов высшей нервной деятельности.

Эти процессы меняются с возрастом, а, следователь­но, и внимание претерпевает изменения. Одни те же внешние раздражители совершенно по-разному воспри­нимаются человеком и вызывают у него различные реак­ции в зависимости от его возраста. Поэтому необходимо считаться с возрастными и индивидуальными особен­ностями. Эти особенности зависят от физиологического созревания и от пройденного человеком жизненного пу­ти, воспитания, которое он получил.

Развитие внимания у детей до школы.

В первые месяцы после рождения умение выделять определенные, впечатления из общей суммы внешних тесно связано с безусловными рефлексами (ориентировочным, оборонительным, пищевым и др.) и является непроиз­вольным вниманием. Ребенка привлекают наиболее ин­тенсивные раздражители.

Если поднести к лицу младенца, которому еще нет месяца, какой-нибудь блестящий предмет, то можно видеть, как ребенок перестает беспорядочно двигать ру­ками и ногами и застывает в неподвижной позе, широко раскрыв глаза. Это и есть одно из первичных проявлений внимания даже с типичной для него физической установ­кой — неподвижностью, устранением излишних движе­ний.

То есть, на первом году жизни ребенок уже может некоторое время заниматься каким-нибудь предметом, но его внимание в это время еще очень неустой­чиво. Так, если в тот момент, когда младенец держит в одной руке игрушку, дать ему во вторую руку другую иг­рушку, то ребенок начнет рассматривать ее, а первую уронит на пол.

В возрасте двух лет малыш уже подолгу сосредото­чивает свое внимание на предметах, не просто глядя на них, а рассматривая их, манипулируя ими.

Очень рано, в ходе развития ребенка, условными си­гналами, привлекающими его внимание, становятся не только окружающие предметы, но и человеческая речь, дающая направление пока еще непроизвольному внима­нию ребенка. При постепенном расширении у него свя­зей с внешним миром, по мере развития его потребно­стей, интересов и чувств этот вид внимания получает дальнейшее развитие.

В возрасте трех-четы­рех лет дети уже интересуются многим, внимательно слу­шают взрослых, подолгу следят за их работой. Внимание их может быть до­вольно концентрированным, но остается малоустойчивым. Так, ребенок с интересом сосредоточенно слушает сказку, его глаза широко раскрыты, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и внимание ребенка отвлечено в сторону, о сказке он за­был.

Ориентировка детей в дошкольном возрасте сильно развита и в то же время очень несовершенна.Они весь­ма наблюдательны и все же нередко не видят того, что, кажется, не может остаться незамеченным. Дети еще не умеют производить отбор объектов, а также их частей, сторон, имеющих наибольшее значение. С другой стороны, они способны обратить внимание на тысячи всевозможных мелочей, которые для взрослых остаются незамеченными, благо­даря чему дети нередко поражают своей «исключитель­ной» наблюдательностью.

Мнение, что дети преддошкольного и дошкольного возраста не могут сосредоточиваться на чем бы то ни было, нельзя считать правильной. Интенсивность детского внимания может быть не меньшей, а ино­гда и большей, чем у взрослых. Но, отличаясь силой, внимание ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, редко бывает продол­жительным, очень легко и быстро, как мы уже сказали, переходит с одного предмета на другой.

В старшем дошкольном возрасте устойчивость вни­мания заметно возрастает. Исследования устойчивости внимания дошкольников показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до шести лет. Наблюдения так­же показывают быстрый рост концентрации и устойчиво­сти внимания в дошкольном возрасте.

Значительно возрастает и круг объектов, на которые обращается внимание. Если в преддошкольном возрасте внимание привлекается главным образом объектами, вы­зывающими какие-то чувства (радость, страх), то в до­школьном возрасте интерес и внимание обусловливают­ся и формирующимися у ребенка интеллектуальными интересами.

Но вообще дети как преддошкольного, так и дошколь­ного возраста еще очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно внимательно искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредоточиваться на нем.

Формы произвольного, послепроизвольного и привыч­ного внимания в дошкольном возрасте еще слабо разви­ты, между тем некоторое их развитие служит показате­лем готовности детей к обучению.

Зачатки произвольного внимания возникают у ребенка очень рано, на втором году жизни, когда ребенок начинает овладевать речью. Произвольное внимание в преддошкольном возрасте развивается всецело под влиянием взрослых. Родители начинают приучать ребенка к чистоте, заставляют выполнять некоторые требования гигиены. Он учится ходить, приучается правильно есть, выполнять ряд действий, подчиняется определенному режиму дня. Для всего этого нужно произвольное внимание.

Этот опыт ребенка закрепляется с помощью второй сигнальной системы, что позволяет ему начинать обращать внимание не только на интенсивные раздра­жители и интересные объекты, но и на то, что имеет зна­чение для достижения целей, поставленных взрослыми или им самим. Так, дошкольник может в течение про­должительного времени сосредоточиваться на скучном для него занятии.