Как развить память у ребенка?

Большинство родителей испытывают недоумение от того, что их чадо, легко запоминающее понравившиеся ему песенки и считалочки, не может выучить простого стихотворения к утреннику в детском саду. От чего это зависит икак развить память у ребенка?

Маленькие дети отличаются не закрепощенным сознанием. Они не удивляются тому, что слышат в сказках, а все их персонажи воспринимаются ими как что-то вполне реальное. Именно в этот период, когда сознание ребенка открыто и не связанно какими-либо табу, необходимо научить его основным навыкам запоминания.

Для того, чтобы сыграть в эту игру, вы должны изготовить около 10 пар карточек с картинками произвольной тематики. Тематика изображений может определяться тем, что именно вы хотите повторить или изучить. Перед тем, как начать, разложите карточки на столе рубашками вверх. По очереди начинайте открывать произвольные пары карт. Если картинки совпали — открывший карточки игрок забирает их себе. Если картинки отличаются — карточки возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кому удалось открыть больше карточек.

Вначале ребенок будет просто угадывать, что изображено на скрытых от него рисунках. Позже, когда ребенок сам поймет, каким образом можно выиграть, он будет стараться запомнить расположение ранее открывавшихся картинок.

Расскажите малышу какую-либо сказку или прочитайте рассказ. Потом начните его пересказывать, специально делая ошибки и перевирая сюжет. Ребенок будет это замечать и стараться исправить вас. Если он будет это делать — вы обязательно должны хвалить малыша за его внимательность.

Посередине комнаты поставьте стул и расположите на нем, под ним и вокруг него несколько игрушек. Расскажите малышу, что игрушки пошли гулять, а когда вернулись — забыли, на каком месте кто из них сидел. Предложите ребенку расставить их в правильном порядке.

Напишите на бумаге какие-нибудь символы и покажите их ребенку. Расскажите ему, что пока почтальон искал адресата, письмо намокло и испортилось. Предложите ребенку воспроизвести увиденные им символы.

Эта игра может иметь множество вариантов, однако самый простой — расположить на столе какие-нибудь предметы, после того, как ребенок на них посмотрит — предложить ему отвернуться и убрать одну из вещей. Ребенок должен самостоятельно определить, что же именно исчезло из того, что стояло на столе ранее.

Игры на развитие зрительного внимания

2. Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?». Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй». Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни». Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор». Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики». Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное». Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова - названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение». Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста». Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Упражнения для развития внимания у детей

развития ребенка, с помощью внимания, ребёнок может познавать все новое и неизведанное. В самом начале, детям свойственно непроизвольное внимание и они ещё не совсем способны должным образом им управлять, с лёгкостью отвлекаются на всё яркое, новое и оказываются под властью полученных впечатлений. Ни в коем случае нельзя пускать на самотёк развитие внимания у детей.

 Развивающие внимание игры для детей

Данная игра направлена на малышей, у которых несколько нарушена устойчивость внимания. Участие принимают несколько игроков. Все садятся в круг и кладут свои ладошки друг другу на колени. Каждый участник должен положить правую руку на левое колено соседа, а левую – на правое колено сидящего рядом участника. По команде ведущего, необходимо по очереди приподнимать ладошки, при этом образую некую волну. Те ладошки, которые поднимались не вовремя, выбывают из игры. Побеждает тот ребёнок, чья ладошка осталась в игре.

Эта игра помогает развивать произвольное переключение внимания ребёнка. Все участники становятся полукругом. Ведущий называет предметы, если произнесённый объект летает, детям необходимо поднять руки, если же наоборот, то руки ребят должны оставаться неподвижными. Ведущий может специально ошибаться  и поднимать свою руку на «нелетающий» предмет, при этом запутывая детей. В таком случае, у некоторых участников, руки будут подниматься из-за силы подражания. Целью участвующих детей является обдуманно поднимать руки при произнесении предмета, который летает, и стараться не обращать внимания на действия ведущего.

Игра, которая помогает ребёнку развить устойчивость внимания.  Ребёнку нужно показать рисунок, на котором изображено 6 разных зверей, спешащих к себе в домик. Ребёнку необходимо определить, где, чей домик. Карандашом линию проводить не нужно, это разрешается только в том случае если для ребёнка это задание составляет некоторую сложность, но со временем, карандаш всё равно необходимо убирать. Игра для развития внимания «Где, чей домик?»

Некоторые нарушения внимания у детей, могут стать основной причиной рассеянности. Это очень часто встречается у достаточно впечатлительных деток. Из-за сильных эмоций, такие малыши осознанно не могут переключиться на другой предмет. Родители должны знать, что в таких случаях, ребёнок не способен долго концентрировать своё внимание, и это абсолютно нормальное явление, которое сопровождается особенностями развития внимания.

Как развить внимание и память ребёнка

При принятии ребенка в школу одним из критериев его готовности являются хорошо развитыепамять и внимание. Внимание способствует хорошему развитию восприятия, мышления, речи. Развитаяпамять повышает интеллектуальный уровень ребенка. Эти два показателя – внимание ипамять помогают в успешной учебе. Поэтому их необходимо развивать на должном уровне. И прежде всего, заняться этим должны родители.

Стимулировать процесс развития памяти и внимания необходимо с помощью специальных игр и упражнений. Когда ваш малыш начинает произносить первые звуки, вы должны обсуждать с ним абсолютно все, что происходит вокруг: с какими детьми он играл, как они играли, что кушали и т.д. Первое время придется большую часть времени говорить вам, но зато потом ребенок охотно присоединится. Заучивайте с ним стишки и песни, читайте сказки – все это помогает развить внимание ипамять ребенка. Задавайте ребенку вопросы по сюжету сказки. К 5 годам усложните задачу и попросите ребенка самостоятельно пересказать сказку или стишок.

Обязательно развивайте зрительное внимание у ребенка. Наряду с ним развиваются сосредоточенность и наблюдательность. Для развития поиграйте с ребенком в игры. Например, предложите ему две картинки, на которых изображены одинаковые рисунки, но с небольшими различиями и предложите ребенку найти эти различия. Нарисуйте для него лабиринты, из которых необходимо найти выход. Все эти задания не должны быть сложными, не переутомляйте ребенка. Сделайте задания красочными и яркими, используйте сказочных героев.

Развитая тактильнаяпамять очень помогает детям в учебе. Завяжите ребенку глаза и предложите ему на ощупь определить предметы. Для детишек младшего возраста (2-4 года) это задание необходимо упростить. В коробку уберите предметы и попросите малыша на ощупь назвать их. Для детей постарше незаменимыми будут навыки завязывания «морских узлов». Такие занятия помогут развить внимание ипамять ребенка.

Для развития двигательной памяти не нужно придумывать ничего сложного. Просто предложите ребенку повторять за вами все движения. В зависимости от возраста ребенка движения могут быть совсем простыми либо, для детей постарше, предложите повторить цепочку упражнений.

Основную часть информации ребенок воспринимает на слух. Потому начните развивать слуховуюпамять как можно раньше. Ребенка младшего возраста попросите повторить цепочку слов, а ребенка постарше попросите повторить эту же цепочку слов, но через определенное время.

Обязательно занимайтесь со своим ребенком. Только не превращайте ваши занятия во что-то нудное и отбивающее желание чем-либо заниматься. В любой игре меняйтесь с ребенком ролями, пусть сначала вы зададите ему задание, а он по аналогии задаст задание вам. Это разнообразит ваши занятия, и вы проведете время с интересом.