4 Возникновение элементов произвольности памяти

Развитие памяти дошкольника происходит в направлении увеличения ее произвольности, управляемости концу дошкольного возраста у ребенка все еще преобладает непроизвольная память Условием ее улучшения выступают хара актеристикы запоминающимся материала Лучше всего запоминается ребенком эмоционально насыщенный, ритмично построен, необычный, яркий, динамичный материал, при восприятии которого активизируется мимо свободная внимание Ребенок может запомнить на всю жизнь свою любимую игрушку, куклу, Капелюшюшок.

Наряду с господством непроизвольной памяти в ее развитии наступает принципиальный момент - в конце младшего дошкольного возраста у ребенка возникают элементы произвольности Произвольная память, во-первых, подчинена с специальной мнемической цели - запомнить, а во-вторых, является регулируемой Возникновение произвольной памяти происходит в игре, а психологическими условиями ее является формирование самосознания ребенка, его цилеспрямованос те, самостоятельности, организованности, усвоения навыков саморегуляции на основе словесных самоинструкцийій.

Развитие способности к постановке мнемической цели В непроизвольной памяти запоминания материала происходит как незапланированный результат выполнения какой-либо деятельности: запомнил наизусть стишок, потому взрослый часто читал его

Первые мнемические задачи ставит взрослый, когда просит ребенка вспомнить название определенного предмета, скороговорку, стишок; пересказать услышанную сказку Получая одобрение, ребенок радуется, постепенно сама ставит пере ед собой задачу запомнить что-то, чтобы потом вспомнить и вызвать одобрение дорослого.

Выполняя такие задачи, ребенок усваивает простейшие мнемические приемы и средства (повторение, перевод) Под влиянием указаний взрослого ребенок исправляет ошибки в том, что вспомнила, у него возникает стремление я вспомнить правильно.

Впервые способность исправлять ошибки при воспроизведении материала проявляется в четыре года Впоследствии возникает стремление этих ошибок не допускать, а для этого ребенок настраивается запомнить правильно и и точно, т.е. она начинает понимать связь между моментами запоминание и воспроизведение Благодаря распространению механизмов регуляции памяти на все ее процессы, особенно на момент запоминания и оттуда ванию, происходит резкое снижение неточностей при припоминании Растет глубина контроля за припоминанием: в четыре года ребенок отслеживает правильность последовательности основных составных частей мате лу, а у старшего дошкольника контроль распространяется и на содержание в пределах этих частитин.

Интеллектуализация памяти, рост ее осмысленности делает возможным при условии соответствующей педагогической работы усвоения ребенком смысловых приемов запоминания: сравнение нового с известным, различных х частей материала между собой; группировки, классификации.

Заключение о развитии элементов произвольности памяти в дошкольном возрасте:

- наряду с преобладанием непроизвольной памяти с 4 лет появляются элементы произвольной памяти;

- элементы произвольности памяти проявляются как способность ребенка к постановке мнемических задач и к самоконтролю при запоминания и припоминания;

- при условии соответствующей педагогической работы ребенок к концу дошкольного возраста овладевает смысловыми приемами запоминания

5 Психолого-педагогические условия развития памяти

Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в предметную и познавательную деятельность

Немовлячий возраст Врожденную способность ребенка к запоминанию необходимо развивать в процессе непосредственно-эмоционального общения взрослого и малыша Примерно с 6-ти месяцев общение должно строиться на основе ма анипулювання ребенка с предметами, которое создает благоприятные условия для обогащения чувственного опыта ребенка Опираясь на заинтересованность малыша окружающими предметами, действиями взрослого с ними в ходе бытовой их процессов по уходу за ребенком, необходимо знакомить малыша со всеми используемыми предметами путем четкого проговаривание их названий, показа способа их применения Взрослый комментирует свои действия с п редметамы, их последовательность: \"Что нам нужно для купания? Возьмем наш полотенце Он такой пушистый! А где наше мыло? Проверим температуру воды Вот градусник\" При этом взрослый выражает выражает с вое положительное отношение к выполняемым действиям, к предметам Речь его четкое, тон мягкий, не громкий, строится в форме диалога Взрослый демонстрирует открытость, готовность принять помощь ребенка поддержать ее стремление к совместных Действуя с предметами, взрослый каждый раз называет их и показывает ребенку Многократное повторение бытовых процессов по уходу за ребенком, а также организация восприятия ребенком своего окружения способствует запоминанию ребенком вида предмета, а впоследствии и его названия Так, ребенок еще не умеет называть предмет словом, а уже показывает его взрослой, когда тот спрашивает \"Где?ли той запитує "Де. "

Таким образом, важным условием, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопления опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступаетрежим дня

Ранний возраст Взрослый внимательно следит за процессом наследования ребенком его действий и слов Исправление неправильного их выполнения, показывает, как следует, достигая правильного повтора Слово, которое не дается ребенку в произношении, сли ид несколько раз повторить, побудить ребенка к правильной его произноситви.

Значительные резервы для развития памяти содержит работа с детской литературой Сопровождение взрослым различных моментов жизни ребенка чтением наизусть стихотворений, проговаривание скороговорок приводит к тому, что д ребенок также запоминает и воспроизводит их Чтение сказок, рассказов, сопровождаемое показом иллюстраций способствует развитию не только словесной, но и образной и эмоциональной памяти Следует учитывать потребностей у ребенка в предметной деятельности и сопровождать прочитанное изображением соответствующих действий, показывая, как у героя литературного произведения покатился мячик, или как он строил мостик или ехал на машине тощощо.

Постепенно ребенка приучают к обработке запоминающимся материала посредством наблюдения Взрослый обращает внимание малыша: сегодня пошел дождь, поэтому мы пойдем в детский сад под зонтиком; на полянку прилетело много птиц, потому что туда мама рассыпала хлебные крошки Стоит позаботиться о том, чтобы в процессе наблюдения ребенок учился устанавливать причинно-следственные связи: на кормушку птицы прилетают тогда, когда туда положишь корм Проводить наблюдения нужно и организуя продуктивную деятельность детей Например, чтобы нарисовать яблочко, посмотрим, из каких частей оно состоящий ься, какую форму и окраску имеет Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, комментируя действия свои и ребенка, воспитатель обеспечивает формирование п овного и точного образа памятьюм'яті.

Таким образом, активизация сенсорно-перцептивной, а затем и умственной активности ребенка выступает важнейшим условием непроизвольного запоминания

запоминающимся материал должен вызовами интерес, эмоции, особенно интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение от открытия, захват, сомнение) время, действует психологическая закономерность относительно влияния эмоций на продуктивность деятельности: повышают ее только переживания средней силы Поэтому чрезмерно эмоциональный материал оставляет в памяти ребенка смутные, аморфные образы Включение ребенка в чимд али разнообразные виды деятельности, предоставление пространства для ее активности способствует сохранению и использованию того, что она запомнила Усваиваемые ребенком навыки бытовой деятельности и самообслуживания легко разрушаются при нарушениях привычного режима организации детской жизнедеятельности, поэтому взрослый должен обеспечить их стабильностьість.

Особое вниманиев возрасте 3-7 лет следует уделять развитию элементов произвольной памяти Первые из них появляются при постановке мнемических задач взрослым Сначала это задача \"вспомни\", а затем \"запомни\" Легче ребенок вспоминает события й, названия слов, лиц, недавно воспринимала: кого видели вчера в зоопарке? нтом запоминания Так, во время восприятия материала, взрослый ставит задачу \"посмотри (послушай) внимательно, потому что нужно будет вспомнить\" Например, во время прогулки в парк воспитатель направляет внимание детей на разглядывание дубового листочка, ставит задачу запомнить, какого он цвета и формы, потому что дети будут потом его рисовать що діти будуть потім його малювати.

Высокие возможности произвольной памяти дошкольника проявляются в сюжетно-ролевой игре, поэтому взрослый должен создавать все условия для ее развития Во время посещения почты также показывает и рассказывает, что в следует запомнить, чтобы потом дети организовали игру \"В почту\" Дидактические воздействия должны подаваться в игровой форме, или вплетаться в игру Появление игр с правилами ставит перед детьми требованию эти правила с апамьятаты и руководствоваться ими в течение декабря протягом гри.

Для старших дошкольников постановка мнемических задач осложняется, она становится более конкретной и вариативной: стишок надо запомнить наизусть, рассказ своими словами, чтобы перевести Детям можно доступно объяснить, как нужно учить стихотворение наизусть Наиболее эффективный способ запоминания, когда восприятие чередуется с воспроизведением Детей следует приучать к принципу \"понял, тогда по памяти и \", раскрывать порядок запоминания значительного по объему материала, разделяя его на части Целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом, побуждая к оценке сверстников и самооценкав і самооцінки.

Заключение о психолого-педагогические условия развития памяти:

- для детей до четырехлетнего возраста актуальным является создание условий для развития непроизвольной памяти;

- в развитии непроизвольной памяти важнейшим условием является активизация сенсорно-перцептивной и умственной активности ребенка;

- для детей 3-7 лет на первый план выходит задача формирования элементов произвольной памяти путем постановки перед детьми разнообразных и подальше сложных мнемических задач

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter