Методики исследования памяти

1. "Заучивание 10 слов", (методика предложена А. Р. Лурия). Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, нс имеющими между собой никакой связи (см. протокол).

1) "Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке";

2) "Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их, — и те, которые уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов неважен".

Далее опыт продолжается без инструкций. Перед следующими тремя — пятью прочтениями экспериментатор просто говорит: "Еще раз". После пяти-шестикратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: "Через час вы эти слова назовете мне еще раз".

На каждом этапе исследования заполняется протокол (рис. 10). Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет "лишнее" слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Рис. 10.Протокол исследования памяти

Интерпретация результатов: по полученному протоколу составляется график, "кривая запоминания" (рис. 11). По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, у больных — воспроизведение падает, воспроизводится меньшее количество, происходит "застревание" на лишних словах. Большое количество "лишних" слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемые с нормальной памятью воспроизводят правильно до девяти или десяти слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел восемь-девять слов, но с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Помимо того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму плато, свидетельствует об эмоциональной вялости. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Рис. 11.Форма для построения кривой запоминания

Цель: обследование образной памяти (методика может использоваться для профориентации).

Материал: таблица с образами (рис. 12) (размер образца — 1/2 листа формата А4).

Инструкция: "Вам будет представлена таблица с образами (показ таблицы). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд я уберу таблицу, и вы должны будете нарисовать или записать (выразить словесно) образы, которые запомнили.

Оценка результатов: производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — семь правильных ответов.

Рис. 12.Примерный стимульный материал к методике

Оценка результатов исследования: подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме — это шесть и более правильных ответов.

3. "Память на числа".

Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Материал: таблица с 12 двузначными числами (рис. 13) (размер 1/2 листа формата А4).

Инструкция: "Вам будет представлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберу и вы должны будете записать (перечислить устно с указанием местоположения того или иного числа) все те числа, которые вы запомнили".

Оценка результатов исследования: по количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе — оперативной, памяти — 10 единиц материала. Средний уровень: шесть-семь единиц.

Рис. 13.Примерный стимульный материал