Психология и психология памяти, внимания, интеллекта

Тема лекции: «Психология и психология памяти, внимания, интеллекта». Количество часов — 2 часа.

2. Цели лекции. Изложение материала на данной лекции преследует следующие цели:

2.1 выработка знаний и понимание понятий «память», «внимание», «интеллект» как психических процессов.

2.2 выработка знаний и понимание интегративных связей указанных психических процессов с другими психическими процессами.

2.3 выработка умений исследования памяти, внимания и интеллекта.

2.4 выработка умений определять патологию памяти, внимания и интеллекта с их описанием в психическом статусе больного.

2.5. выработка знаний и умений определять синдромы нарушений памяти и интеллекта.

3. Ожидаемые результаты лекции. Данная лекция даст возможность приобретения студентами знаний и навыков по психологии и патологии памяти, внимания и интеллекта:

3.1 знание понятий «память», «внимание», «интеллект».

3.2 знание качественных характеристик памяти и ее физиологических основ.

3.3 умение применять свои знания в исследовании памяти, внимания, интеллекта.

3.4 умение выявлять и квалифицировать патологию памяти, внимания и интеллекта.

3.5. умение квалифицировать синдромы нарушения памяти и интеллекта.

4. Содержание лекции.

Память. Внимание. Основные свойства. Физиологические основы памяти. Классификация видов памяти. Условия оптимального запоминания. Сохранение и воспроизведение запомнившегося. Методы психологического исследования памяти и внимания. Индивидуальные и возрастные особенности. Связь памяти и внимания с другими физиологическими процессами.

Интеллект. Определение. Основные свойства. Связь интеллекта с мышлением и другими психологическими процессами. Индивидуальные и возрастные особенности. Границы нормы и патологии. Патопсихологические методы исследования.

Основные количественные и качественные нарушения памяти — гипомнезия, гипермнезия, амнезия (ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая). Закон Рибо. Парамнезии — псевдоременесценции, конфабуляции, криптомнезии. Корсаковский амнестический синдром. Триада Вальтера Бюэля.

Олигофрения. Полиэтиологичность, степени выраженности — дебильность, имбецильность, идиотия. Деменция — очаговая (лакунарная) и диффузная (тотальная). Характеристика деменции в зависимости от нозологии.

5. Преподавательские заметки по лекции № 3

При изложении материалов лекции необходимо подчеркнуть об особом месте памяти в психической деятельности человека. Кроме того, целесообразно привести комментарий академика П.К. Анохина на статью американского ученого о возможности передачи «знаний» путем введения экстракта (суспензии) головного мозга одного индивидуума другому, живому человеку. Этим самым доказывается молекулярный механизм памяти.

Необходимо также заострить внимание студентов на актуальности проблемы олигофрении. В связи с применением в прошлом ядохимикатов, нарушенной экологией количество больных данной патологией резко возросло. Этому способствовали и частые беременности и роды местных женщин, родственные браки и др. социальные факторы. Поэтому, для профилактики олигофрении важна разъяснительная работа врачей среди населения.

6. Оснащение лекции: учебные таблицы и слайды по теме лекции.

7. Тематика самостоятельной работы студентов. Микрокурация с написанием психического статуса и обоснование синдромального и предварительного диагноза.

8. Контрольные вопросы

8.1. Определение понятий «память», «внимание», «интеллект». — 1 уровень.

8.2. Теории механизмов памяти и виды памяти — 2 уровень.

8.3. Патопсихологические симптомы и синдромы патологии памяти — 2 уровень.

8.4. Значение внимания в психической деятельности — 1 уровень.

8.5. Виды нарушения внимания и их нозологическая принадлежность — 2 уровень.

8.6. Определение понятия «интеллект» и его значение в психической деятельности — 2 уровень.

8.7 Олигофрения. Причины. Клинические разновидности. Трудоспособность. — 3 уровень.

8.8. Деменция. Причины. Клинические варианты. Заболевания, при которых наблюдаются.