Нарушение памяти

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную в процессе восприятия окружающего мира.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли.

Причины нарушения памяти

Нарушения памяти могут быть связанны с множеством разнообразных факторов. Самой распространенной причиной такого состояния бывает астенический синдром, связанный с общим психоэмоциональным перенапряжением, тревожным и депрессивным состоянием. Кроме того, нарушение памяти вследствие астении может наблюдаться и в процессе выздоровления после перенесенных соматических заболеваний.

Но расстройства памяти также могут иметь и более серьезное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

Итак, можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие астенические состояния, как следствие стрессов и переутомления, соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • алкоголизм: нарушение памяти вследствие не только поражений в структурах головного мозга, но и общих нарушений, связанных с токсическим действием алкоголя на печень и сопутствующим гиповитаминозом;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга: атеросклероз мозговых сосудов, инсульт, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Альцгеймера;
  • психические заболевания;
  • врожденная умственная отсталость, как связанная с генетическими нарушениями (например, синдром Дауна), так и по причине патологических состояний во время беременности и родов.

Нарушение памяти у детей

Нарушения памяти у детей связанны как с врожденной умственной отсталостью, так и с приобретенными в детском возрасте состояниями. Такие проблемы могут проявляться как в форме ухудшения процессов запоминания и воспроизведения информации (гипомнезия), так и полного выпадения отдельных эпизодов воспоминаний (амнезия). Амнезия у детей может наступать вследствие травм, отравлений (в том числе и алкогольных), коматозных состояний и психических заболеваний.

Но, наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний (нередко вызываемых частыми ОРВИ), неблагоприятного психологического климата в семье и детском коллективе. Такие нарушения сочетаются с отсутствием усидчивости, проблемами удержания внимания.

Дети, жалующиеся на нарушение памяти, нередко имею проблемы не только с освоением школьной программы, но также в играх и общении со сверстниками.

Память у детей с нарушениями зрения

Более 80 % информации человек получает со зрением. Поэтому, нарушения зрения ведут к существенным ухудшением процессов памяти, особенно в детском возрасте.

Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.

В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.

Нарушение памяти у пожилых

В пожилом возрасте нарушения памяти связано, как правило, с возрастными изменениями в кровеносных сосудах и ухудшения мозгового кровообращения. Также, в процессе старения ухудшаются обменные процессы в нервных клетках. Отдельная серьезная причина нарушения памяти у пожилых – болезнь Альцгеймера.

На нарушение памяти жалуются от 50 до 75 % пожилых людей. Снижение памяти, забывчивость – главные симптомы возрастного нарушения памяти. Вначале ухудшается кратковременная память на только что произошедшие события. У больных появляется страх, неуверенность в себе, депрессивные состояния.

Как правило, в процессе нормального старения функция памяти снижается очень медленно и даже в глубокой старости не приводит к существенным проблемам в повседневной жизни. Помогают замедлить этот процесс активная умственная деятельность (начиная с юных лет) и здоровый образ жизни.

Но, если нарушение памяти в пожилом возрасте прогрессирует более интенсивно и больной не получает адекватное лечение, может развиться старческая деменция. Она проявляется в практически полной утрате способности к запоминанию текущей информации и невозможности даже обычной бытовой деятельности.

Виды нарушения памяти

По количественному признаку выделяют:

  1. Амнезии: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени.
  2. Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).
  3. Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации на длительный период. Как правило, усиливается способность к восприятию цифр.

Амнезия, в сою очередь, может быть частичной (касается только определенного периода времени) и общей (потеря почти всех воспоминаний).

Виды амнезий:

  • Ретроградная амнезия: выпадение памяти на события до начала заболевания (или травмы);
  • Антероградная амнезия: исчезновение памяти в периоде после начала заболевания;
  • Ретроантероградная амнезия: исчезновение памяти в период до и после начала заболевания;
  • Фиксационная амнезия: отсутствие способности к запоминанию текущих событий. При этом память на события более раннего периода сохраняется;
  • Прогресирующая амнезия: постепенная потеря памяти. При этом события происшедшие в более раннем периоде, сохраняются дольше;
  • Тотальная амнезия: полное выпадение из памяти всей информации, в том числе и информации о собственной персоне;
  • Истерическая амнезия: частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.

Отдельно выделяют качественные нарушение памяти, вследствие которых нарушается как временное восприятие реально имевших место событий, так и заполнение провалов памяти вымышленными воспоминаниями.

Модально-специфические нарушения памяти

Это частичное выпадение процессов сохранения и последующего воспроизводства информации, воспринимаемой только одной системой чувств (принадлежащей к конкретной модальности). Различают нарушения зрительно-пространственной, акустической, слухоречевой, двигательной и других видов памяти. Возникают как следствие патологии коры головного мозга в зонах соответствующих анализаторов, вызванной травмами, опухолями или другими локальными воздействиями.

Модально-неспецифические нарушения памяти

Модально-неспецифические нарушения памяти проявляются общими поражениями всех видов памяти (независимо от их модальности) в форме трудностей в запоминании, удержании и воспроизводстве текущей информации. Возникают расстройства как при произвольном, так и при непроизвольном восприятии информации.

Развиваются при нарушении функционирования подкорковых структур, отвечающих за поддержание тонуса корковых отделов головного мозга. Главная причина – органические поражения головного мозга вследствие нарушения кровообращения, интоксикаций, болезни Альцгеймера.

Нарушение памяти и внимания

Способность к концентрации внимания играет одну из первостепенных ролей в процессе запоминания информации. Поэтому, расстройства внимания приводят к ухудшению запоминания текущей информации и событий.

Выделяют такие расстройства внимания:

  • Неустойчивость внимания: быстрое переключение внимания, неспособность к длительному сосредоточению на определенном деле, отвлекаемостью. Чаще бывает у детей.
  • Замедленность переключения: больной испытывает трудности при отвлечении от текущей темы, занятия, он постоянно возвращается к ней. Характерно для пациентов с органическими поражениями мозга.
  • Недостаточная концентрация: внимание носит рассеянный характер, трудности с длительным сосредоточением. Бывает при астенических состояниях.

По причине возникновения различают функциональное и органическое нарушение памяти и внимания.

Функциональные нарушения развиваются по причине психических перегрузок и переутомлений, истощения, стрессов и негативных эмоций. Такие проблемы бываю в любом возрасте и, как правило, проходят без какого-либо лечения.

Органические нарушения памяти и внимания развиваются по причине поражения коры головного мозга разнообразными патологическими процессами. Чаще встречаются у пожилых людей и носят устойчивый характер.

Нарушение памяти и интеллекта

Интеллект – это комплексное понятие, включающее не только способность к запоминанию информации (память), но и умение ее интегрировать и использовать для решения определенных задач (абстрактных и конкретных). Естественно, что при нарушениях интеллекта страдает функция памяти.

Нарушения памяти и интеллекта бываю приобретенные и врожденные.

Деменция – приобретенное прогрессирующие ухудшение памяти и интеллекта, приводящее к невозможности исполнения больным не только социальных функций, но и к полной инвалидности. Возникает при органической патологии мозга и некоторых психических заболеваниях.

Для приобретенных нарушений (олигофрении) характерно поражение мозга в период до первых трех лет жизни человека. Выражается в недоразвитии психики в целом и социальной дезадаптации. Может быть в легкой форме (дебильность), средней (имбецильность) и тяжелой (идиотия).

Нарушение зрительной памяти

Зрительная память – особый вид памяти, ответственный за фиксацию и воспроизведение зрительных образов, использование таких образов для общения.

Нарушение зрительной памяти может возникнуть вследствие разрушения отделов коры головного мозга в затылочной области, отвечающей за запоминание зрительных образов. Это, как правило, бывает вследствие травматического воздействия или опухолевых процессов.

Проявляются нарушения зрительной памяти в виде расстройства зрительного восприятия окружающего мира и невозможности узнавать ранее видимые объекты. Также может возникать оптико-мнестическая афазия: больной не может назвать показанные им предметы, однако узнает их и понимает их назначение.

Нарушение процессов памяти

Выделяют три процесса, которые осуществляют функцию памяти: запоминание информации, ее хранение и воспроизведение.

Проблемы с запоминанием бывают вследствие нарушения внимания и концентрации на поступающей информации. Причинами их, в основном, выступают переутомление и недосыпание, злоупотребления алкоголем и психостимуляторами, эндокринные расстройства. Такие процессы не затрагиваю эмоционально значимую информацию.

Нарушение хранения информации наступает при поражении височных долей коры головного мозга. Самая частая причина – болезнь Альцгеймера. При таком нарушении поступающая информация не может быть сохранена в памяти совсем.

Нарушения воспроизведения информации бывают в основном в преклонном возрасте как следствие нарушения питания головного мозга. В таком случае информация сохраняется в памяти, но возникают трудности при ее воспроизведении в нужный момент. Однако, такая информация может вспоминаться при возникновении напоминающей ассоциации или спонтанно. Такие нарушения редко бывают значительными, но существенно затрудняют обучение.

Синдромы нарушения памяти

Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

  • Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
  • Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
  • Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
  • Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
  • Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти ("провалы" памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.

Нарушение мотивационного компонента памяти

Как и в любой другой интеллектуальной деятельности, в процессах запоминания одну из ключевых ролей играет понимание человеком смысла и необходимости своих действий – мотивационный компонент.

Важность мотивационного компонента памяти экспериментально доказано в 20-х годах ХХ века в экспериментах по исследованию феномена лучшего запоминания незавершенных действий: подопытные более четко фиксировали незаконченные действия, поскольку появлялась необходимость закончить их позже. Это и было мотивацией.

Мотивационный компонент памяти нарушается в условиях депрессивных и астенических состояний, когда отмечается общая замедленность мыслительных процессов. Особенно сильно снижаются мотивации у больных шизофренией. А у страдающих эпилепсией наоборот, мотивационный компонент памяти существенно усиливается.

Нарушение кратковременной памяти

Память функционально и анатомически состоит из кратковременной и долговременной составляющей. Кратковременная память имеет сравнительно небольшой объем и предназначена для удержания смысловых образов полученной информации в течение от нескольких секунд до трех дней. За этот период информация обрабатывается и переходит в долговременную память, имеющую практически неограниченный объем.

Кратковременная память – самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел. Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций (в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем).

Временная амнезия вследствие сильного алкогольного опьянения, черепно-мозговых травм, и других состояний, приводящих к затмению сознания, тоже обусловлена преходящим полным отключением кратковременной памяти. В таком случае события, не успевшие перейти в долгосрочную память, пропадают.

Полное выпадение кратковременной памяти (фиксационная амнезия) наблюдается при корсаковском синдроме. Характерно для деменции и запущенных стадий алкоголизма. Такие больные полностью утрачивают способность помнить текущие события и поэтому социально абсолютно дезадаптированны. При этом в памяти сохраняются события, предшествующие наступлению фиксационной амнезии.

Качественные нарушения памяти

При качественных нарушениях памяти наблюдается извращение, перекручивание и искажение запомненной информации. Такие расстройства носят название парамнезии.

Наблюдаются такие качественные нарушения памяти:

  • Псевдореминесценции - это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени. Такие "воспоминания" возникают, как правило, у больных страдающих фиксационной амнезией.
  • Конфабуляции – другой вариант заместительных "воспоминаний". В этом случае провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны. Конфабуляции свидетельствуют не только о фиксационной амнезии, но и об утрате критического восприятия происходящего.
  • Криптомнезии – при таком варианте парамнезии больной недостающие воспоминания восполняет событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Утрачивается способность к идентификации источника информации. Больной может присвоить себе даже создание произведений искусств и авторство научных открытий.
  • Эхомнезия – восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее. Но в отличие от deja vu, не возникает эффекта озарения и ощущения страха.

Нарушение непосредственной памяти

Непосредственная память – это возможность индивидуума фиксировать и воссоздавать информацию непосредственно при ее поступлении.

К самым распространенным расстройствам непосредственной памяти можно отнести прогрессирующую амнезию и корсаковский синдром.

  • Синдром Корсакова характеризуется выпадением непосредственной памяти на происходящие события. Одновременно, зафиксированная ранее информация о прошлом сохраняется.

В связи с трудностями в непосредственной фиксации поступающей информации, больные утрачивают способность ориентировки. Дефекты в воспоминаниях заполняются реальными событиями из собственного более далекого прошлого, выдуманными или почерпнутыми из других источников информации.

  • Прогрессирующая амнезия сочетает выпадение непосредственной памяти и постепенно прогрессирующую потерю воспоминаний из прошлого. Такие больные утрачивают ориентировку в окружающем пространстве и времени, путают последовательность происходивших ранее событий. Давно минувшие события смешиваются с событиями текущего периода. Такой вид расстройств памяти встречается в преклонном возрасте.

Нарушение опосредованной памяти

Для опосредованной памяти характерно использование известного ранее конкретному человеку понятия (посредника) для лучшей фиксации новой информации. Таким образом, запоминание строится на ассоциациях полученной информации с ранее знакомыми понятиями.

Нарушение опосредованной памяти четко прослеживается у больных с врожденной умственной отсталостью (олигофрения). Главная причина такого явления – трудности в выявлении ключевых признаков в запоминаемой информации для их ассоциирования с ранее освоенными понятиями.

У лиц страдающих эпилепсией и другими органическими поражениями мозга проблемы ассоциативного запоминания наоборот, возникают из-за чрезмерного внимания к деталям и невозможности выделения общих признаков объекта запоминания.

Также трудности в опосредованной памяти наблюдаются у больных шизофренией. Это связанно с произвольным наделением новых или ранее известных понятий нехарактерными признаками, что в свою очередь резко снижает ценность такой ассоциации.

Нарушения слухоречевой памяти

Особенность функционирования слухового анализатора такая, что для адекватного восприятия смысла услышанной речи необходимы структуры удерживающие информацию на то время, пока происходит анализ ее содержания. Такие структуры расположены в левой височной доле коры головного мозга. Разрушение этих структур приводит к нарушению слухоречевой памяти – синдрому акустико-мнестической афазии.

Синдром характеризуется затруднения восприятия устной речи, при одновременном сохранении эффективности других каналов получения информации (например, посредством зрительного анализатора). Таким образом, больной из четырех услышанных подряд слов запомнит два, причем только первое и последнее (эффект края). Одновременно воспринятые на слух слова могут заменяться похожими по смыслу или звучанию.

Нарушение слухоречевой памяти приводит к существенным затруднениям в устной вербальной коммуникации и отсутствии возможности нормально понимать и воспроизводить звуковую речь.

Симптомы нарушения памяти

Симптомы нарушения памяти могут развиваться как внезапно, так и носить медленно прогрессирующий характер.

Нарушения памяти могут иметь количественный характер. Тогда наблюдается следующая симптоматика:

  • Амнезия: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени. По временному отношению к травмирующему событию она может быть ретроградной, антероградной и ретроантероградной. Также редко может наблюдаться тотальная потеря почти всех воспоминаний.
  • Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации за длительный период времени.
  • Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).

В зависимости от того, какой компонент памяти поражен в большей мере могут наблюдаться такие симптомы:

  • Фиксационная амнезия: частично нарушена или полностью выпадает способность к фиксации происходящих в данный момент событий и новой информации.
  • Анэкфория: трудности со своевременным вспоминанием полученной ранее информации.

Относительно объекта воспоминаний, на который направлены нарушения памяти, может наблюдаться симптомы частичного удаления информации:

  • Аффектогеннная аменезия: из памяти удаляются только особенно значимые воспоминания, которые стали причиной сильных негативных переживаний.
  • Истерическая амнезия: частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.
  • Скотомизация: воспоминания удаляются частично, фрагментами, но без привязки к любым сильным эмоциональным переживаниям.

Также могут наблюдаться симптомы качественного нарушения воспоминаний:

  • Псевдореминесценции: это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени.
  • Конфабуляции: провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны.
  • Криптомнезии: недостающие воспоминания восполняются событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Возможно даже присвоение авторства создания произведений искусств и научных открытий.
  • Эхомнезия: восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее.

Нарушения памяти при шизофрении

У больных шизофренией наблюдается не только нарушение памяти, но и общее расстройство интеллектуальных процессов – так называемое шизофреническое слабоумие. Ключевой его особенность является функциональный характер и отсутствие каких-либо органических поражений мозга. У этих больных страдает не интеллект, а умение им пользоваться. Также, слабоумие при шизофрении носит транзиторный характер и при успешной коррекции обострения заболевания может полностью регрессировать.

Вцелом память у больных шизофренией достаточно долго сохраняется практически в неизменном виде. Однако существенно страдает кратковременная память и восприятие текущей информации. Такое состояние обусловлено нарушением концентрации внимания и снижением мотивационной составляющей памяти.

Также у больных шизофренией страдает процесс обобщения полученной информации и ассоциативная память. Это вызвано возникновением множества случайных и неконкретных ассоциаций, отображающих слишком общие черты понятий и образов.

Характерным для шизофренического расстройства памяти является то, что имеет место своеобразная "двойная память": на фоне грубого разрушения одних воспоминаний, другие аспекты памяти сохранены в неизмененном виде.

Нарушение памяти после инсульта

При инсульте происходит закупорка мозговых артерий тромбом, или сдавливание вещества головного мозга кровью, истекающей из разорвавшейся артерии. Нередко после инсульта может наблюдаться нарушение памяти. В начальном этапе (непосредственно сразу после инсульта) могут наблюдаться общие расстройства памяти в виде полного исчезновения воспоминаний о промежутке времени предшествующему заболеванию. В редких (при обширных инсультах) случаях может наблюдаться тотальная транзиторная амнезия, когда больные не могут узнать даже близких людей и другие хорошо знакомые понятия.

Постепенно общие явления проходят и на первый план выходят расстройства памяти, связанные с поражением того или иного участка головного мозга, отвечающий за определенный компонент памяти. Нарушения бывают очень разнообразны. Например, могут наступать модально-специфические расстройства памяти (затруднения восприятия информации одним из анализаторов), ухудшается кратковременная память, возникают трудности с воспроизведением ранее приобретенной информации. Очень часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания (рассеянность) и ухудшение мотивационного компонента памяти.

Несмотря на всю серьезность нарушений памяти после инсульта, благодаря адекватной реабилитации мыслительные функции мозга могут со временем восстанавливаться почти в полном объеме.

Методы исследования нарушений памяти

Первичным этапом исследования нарушений памяти является сбор анамнеза – выявление жалоб и другой информации, которую может сообщить пациент самостоятельно. Также, в процессе свободного разговора врач может ориентировочно определить, какой компонент памяти страдает.

Далее приступают к детальному тестированию. Существует множество тестов, позволяющих определить виды нарушений памяти. Самые распространенные из них такие:

  1. Тестирование кратковременной памяти: повторение вслух слов непосредственно после их озвучивания тестирующим. Норма – 100% повторение.
  2. Метод десяти слов: озвучиваются десять простых слов, не имеющих связи между собой. После этого больному предлагают повторить их в произвольном порядке. Дальше, врач опять называет те же слова, а испытуемый старается их повторить. Такой цикл повторяется до 5-6 раз. В норме при первом повторе должно быть запомнено не менее половины слов, а после пятого повтора – все.
  3. Исследование опосредованной памяти по методу пиктограмм: испытуемому называют 10 – 15 абстрактных понятий, а он на листе бумаги изображает простой рисунок, который призван помочь восстановить в памяти это слово. Далее при помощи нарисованного нужно воспроизвести слова. То же воспроизведение повторяется по истечении 1 часа. В норме нужно воспроизвести 100 % слов сразу и не менее 90 % – через час.
  4. Исследования памяти с использованием текстов: используется простой сюжетный текст из 10 – 12 предложений. Это дает возможность исследовать по отдельности зрительную (пациент сам читает рассказ) и слуховую память (исследуемому зачитывают текст). Далее сразу предлагают его пересказать: в норме может быть не более 1 – 2 ошибок. Еще через 1 час пересказ просят повторить. Норма не более 3 – 4 неточностей.

Далее могут использоваться инструментальные методы обследования функций мозга, например электроэнцефалограмма. Она позволяет определить активность определенных зон мозга в спокойствии и при нагрузке. Также широко используются компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.

Так как нарушение памяти часто носит характер вторичного процесса, исследования также направлены на выявление соматического заболевания, приведшего к такому состоянию. Тут применяются общие анализы и инструментальные обследования.

Лечение нарушения памяти

В выборе тактики лечения нарушений памяти первостепенную роль играет выявление причины наступления таких проблем. Ведь ослабление памяти всегда является вторичным последствием развития многих соматических или психических заболеваний и состояний. Поэтому, без адекватной терапии первичных болезней добиться какого-либо стойкого результата коррекции нарушений памяти невозможно.

Лечение таких пациентов всегда должно быть подобрано индивидуально с учетом вида и характера нарушений, направлено на коррекцию заболеваний, приведших к ослаблению памяти, рассчитано на долгосрочную, а иногда и пожизненную терапию.

В любом, случае самолечение недопустимо, поскольку на начальной стадии многие грозные заболевания (в том числе сопровождающиеся нарушением памяти) имеют довольно безобидную симптоматику. Распознать такие заболевания и назначить эффективную терапию может только специалист. Поэтому, раннее обращение к врачу способствует результативной коррекции нарушений памяти и предотвращает развитие глубоких запущенных стадий слабоумия.

Кроме специфического лечения патологии, приведшей к нарушениям памяти, параллельно применяют и общие мероприятия коррекции, направленные на нормализацию функций памяти.

Режим и диета при нарушении памяти

Для больных с нарушениями памяти очень важно вести активный образ жизни, сохраняя его до глубокой старости. Прогулки на свежем воздухе, посильный труд, занятия спортом и другие активные мероприятия способствуют не только укреплению общего самочувствия и улучшению кровоснабжения мозга. Такая деятельность сопровождается получением и обработкой значительного количества информации, что в свою очередь способствует тренировке памяти и внимания.

Положительное влияние на мыслительные способности человека имеет интеллектуальная активность: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов, другие любимые занятия и хобби.

Поддержание активного общения больного с родственниками и друзьями, социальная активность также очень важны для укрепления памяти, развивая ее мотивационный компонент.

Для людей, страдающих психогенными нарушениями памяти, очень важен щадящий режим дня, избегание переутомлений на работе и стрессовых ситуаций, коррекция психологической атмосферы на работе и в семье. Также очень важен качественный полноценный сон, соответствующий индивидуальной норме, но не менее 7 – 8 часов в день.

Диета больных с нарушениями памяти должна быть сбалансирована, содержать достаточное количество белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов. Так как мозг человека потребляет около 20 % всей энергии, вырабатываемой в организме, диеты с чрезмерно низким содержанием калорий существенно снижают его работоспособность.

Очень полезны жирные сорта морской рыбы: лососевые, сельдевые и другие. Они содержат много йода и полиненасыщенных жирных кислот, в том числе омега-3, входящих в структуру всех нервных клеток и улучшающих интеллектуальные способности. Также полезны продукты из цельнозерновых злаков (крупы, хлеб из зерна грубого помола), орехи, помидоры, капуста брокколи, семечки из тыквы.

Очень важным является питьевой режим. Необходимо употреблять не менее двух литров воды в день. Обезвоживание очень пагубно влияет на деятельность нервной системы.

Медикаментозная коррекция нарушений памяти

Для лечения больных, страдающих нарушениями памяти, в первую очередь используют разнообразные группы препаратов, направленных на коррекцию первичного заболевания. Кроме того, существуют специальные лекарства при нарушении памяти, которые непосредственно улучшают мыслительные процессы, влияя на метаболизм головного мозга. Такие препараты носят название ноотропы,

Самые распространенные ноотропные препараты разделяются на три группы:

  • Ноотропы классического типа: препараты близкие по структуре одному из главных медиаторов мозга – гамма-аминомасляной кислоте (ГАМК). Они непосредственно нормализируют метаболизм мозга, улучшая функции памяти и концентрацию внимания. Применяются как в комплексной терапии после инсультов и других нарушений мозгового кровообращения, атеросклерозе, так и у здоровых людей в условиях чрезмерного умственного и психологического перенапряжения.

Один из наиболее часто применяемых препаратов этой группы – пирацетам. Выпускается как в форме 20 % раствора для инъекций, так и в форме таблеток по 0,4 г. Средняя суточная доза составляет 2,4 г, ее разделяют на 3 приема. Лечение длятся не менее трех недель. В качестве побочного действия пирацетама могут наблюдаться повышенная возбудимость или сонливость, тревожность, ухудшение сна.

  • Субстраты энергетического обмена – вещества, непосредственно участвующие в обеспечении энергией нервных клеток. Например, глутаминовая кислота. Выпускается в таблетках по 0,25 г. Используют курсами по 7 – 10 дней с перерывами в 5 – 7 дней. Принимают вовнутрь по 1 г 2 – 3раза в день. С осторожностью следует применять при заболеваниях ЖКТ и повышенной возбудимости.
  • Растительные препараты – косвенно улучшают метаболизм нервных клеток. Самый распространенный – билобил. Применяют вовнутрь, по 1 капсуле 3 раза в день после еды. Курс лечения – не менее 3 месяцев. Препарат обычно хорошо переносится.

Народные рецепты, для улучшения памяти

Лечение такими методами рационально использовать при легких проблемах, вызванных преимущественно стрессами и переутомлением, или как дополнение к основной медикаментозной терапии.

Вот некоторые из них:

  • Смесь меда и лука: Растереть на терке лук и отжав, получить сок. 200 мл сока смешать с таким же количеством меда. Применять по столовой ложке 3 раза в день за 1 час до еды.
  • Настойка красного клевера: 40 г цветов красного клевера заливают 0,5 л водки. Настаивают 14 дней в темном прохладном месте. Далее – настойку процедить. Принимать по 20 мл перед обедом. Курс лечения – до трех месяцев.
  • Отвар молодых сосновых почек: на 400 мл воды – 1 ст. л. почек. Кипятить 10 минут, охладить и процедить. Принимать трижды в день по столовой ложке на протяжении месяца.

К хирургическому лечению при нарушениях памяти прибегаю только в случаях необходимости коррекции основного заболевания, ухудшающего нормальную работу мозга: как одно из средств комплексного лечения опухолей мозга, при травматическом поражении черепа и мозга, геморрагических инсультах.

Профилактика нарушений памяти

Ведущую роль в профилактике и сохранению интеллектуальных способностей играет поддержание здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, занятие спортом, своевременное лечение соматических заболеваний (особенно сердечнососудистых, нервных и эндокринных).

Также очень важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, нормальная продолжительность сна. Ведь именно во сне происходит основная работа мозга по сортировке поступившей информации, ее фиксации в долгосрочной памяти. Нормальный сон должен составлять 7 – 8 часов в день.

Питание должно быть сбалансированным, содержать достаточное количество белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов. Так как мозг человека потребляет около 20 % всей энергии, вырабатываемой в организме, диеты с чрезмерно низким содержанием калорий существенно снижают его работоспособность.

Очень полезны жирные сорта морской рыбы: лососевые, сельдевые и другие. Они содержат много йода и полиненасыщенных жирных кислот, в том числе омега-3, входящих в структуру всех нервных клеток и улучшающих интеллектуальные способности. Также полезны продукты из цельнозерновых злаков (крупы, хлеб из зерна грубого помола), орехи, помидоры, капуста брокколи, семечки из тыквы.

Очень важным является питьевой режим. Необходимо употреблять не менее двух литров воды в день. Обезвоживание очень пагубно влияет на деятельность нервной системы.

Еще один важный аспект профилактики нарушения памяти – сохранение нормальной социальной активности индивида, участие в общественной жизни и обеспечение, хотя бы минимальной, рабочей деятельности. Полезно поддержание общения с родственниками и друзьями.

Положительное влияние на мыслительные способности человека также имеют интеллектуальные занятия: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов, наличие хобби.