Развитие: памяти, мышления, внимания

Советы педагога психолога о важности развития у детей высших психических функций

Советы педагога психолога о важности развития у детей высших психических функций

Развиваем память

Первым и, пожалуй, самым легким упражнением является запоминание и воспроизведение зрительных образов. Ребенок должен нарисовать, тот или иной образ, например, машину. Для начала образы должны быть очень простыми, но со временем их стоит усложнять деталями. То есть если в первое время ребенок должен был нарисовать мальчика, то через некоторое время попросите его изобразить уже веселого мальчика и т.д. После этого можно предложить ребенку нарисовать, допустим, радость или любой другой не предметный образ. Существует несколько модификаций данного упражнения. Можно, например, дать ребенку простой рисунок на тридцать секунд, после чего попросить его воспроизвести его.

Сочини историю

Дайте ребенку перечень слов и попросите его сгруппировать эти слова по какому-либо признаку. После этого можно предложить ему придумать историю, которая объединила бы слова каждой группы.

Составь предложение

Очень похоже на предыдущее. Ребенку необходимо дать пары слов, не связанных между собой по смыслу. Например, кот и кофе. Ребенок должен каким-либо образом связать эти два слова. Допустим, «кот не любит кофе» или «кот уронил баночку с кофе» и т.д.

Нарисуй и расскажи

Это упражнение рассчитано на детей пяти-шести лет. Прочитайте ребенку интересный и небольшой текст. После чего попросите его, изобразить основную мысль текста на бумаге и пересказать текст. Можно также усложнить задание и предложить ребенку еще и продолжить текст двумя-тремя предложениями

Развиваем мышление

«Найди лишнее слово».

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков.

Читается серия слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является«лишним»:

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.

«Найди одинаковые»

Детям предлагают лист с изображением рядов из животных. Инструкция: « В каждом ряду только два животных одинаковых.Раскрасьте животное не похожее на двух других».

Цель: развитие логического мышления.

Вам потребуется по 5 картинок на каждого ребенка одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы говорите: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по одной. И так по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка – это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала – фарфора. Кладем картинку с поливальной машиной, потому что и в вазу, и в поливальную машину набирают воду».

«Сложи узор».

Детям предлагается набор «Сложи узор» (если данный набор отсутствует, можно его заменить квадратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.

«Закончи предложение».

Цель: развитие понятийного мышления.

Дети сидят в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его.После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее.

Варианты предложений:

Лимоны кислые, а сахар…

У человека две ноги, а у собаки…

Собака лает,а кошка…

Птицы живут в гнездах, а люди…

Ночью темно, а днем.

Зимой идет снег, а летом.

Трава зеленая,а небо…

Из шерсти вяжут, а из ткани…

Зимой холодно, а летом…

Балерина танцует, а пианист…

Ты ешь ртом,а слушаешь…

Певец поет,а строитель…

Птица летает, а змея…

Композитор сочиняет музыку, а музыкант…

Лодка плывет, а машина…

В России говорят по-русски, а в Англии…

Ты смотришь глазами, а дышишь…

Книгу читают, а музыку…

«Много – один».

Цель: развитие внимания и быстроты мышления.

Дети сидят в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе.Ребенок, возвращая мяч, - в единственном.

Варианты слов:

КОТЫ, ГРАЧИ,ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ,

ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА,

ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ, САДЫ, КУСТЫ,

НОСЫ, БЛИНЫ, ЛИСТЫ, ГРИБЫ, СТОЛЫ, НОЖИ,

«Кем (чем) был раньше?»

Цель. развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети сидят в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?»