Свежие публикации

Развитие внимания, памяти, логического мышления у дошкольников

(Материал подготовил учитель-дефектолог ТАРНОВСКАЯ С. Ю.)

Одна из задач детского сада – подготовить ребенка к школе. Память, внимание и логическое мышление очень важны для учебы в школе, так как ребенок должен уметь внимательно слушать учителя, запоминать новый материал и уметь применить свои знания для успешного выполнения заданий. Поэтому уже в дошкольном детстве надо приучать детей концентрировать внимание, уметь слушать и запоминать, внимательно рассматривать предложенную картинку или серию картинок, определять свойства предметов и сравнивать их, группировать по какому-либо признаку.

Также важно ставить перед ребенком задачи, требующие подумать, решить их, логически рассуждая. Учить анализировать задания и обосновывать свои ответы.

Основной вид деятельности ребенка-дошкольника это игра. Поэтому именно в игре лучше всего тренировать внимание, память и логическое мышление.

Чаще всего для развития всех этих функций используются загадки. Но необходимо не просто загадать ребенку загадку, а настроить ребенка на то, что вначале нужно внимательно, до конца ее выслушать. Ведь в загадке важно каждое слово и это тоже надо объяснить и показать ребенку. Затем ребенок должен подумать, вспомнить, что он знает по тематике данной загадки и выбрать правильный ответ. Но даже после правильного ответа желательно попросить ребенка рассказать, как он догадался, почему он так считает. Если ребенок ответил неправильно, то нужно вместе с ним проанализировать загадку и помочь ребенку найти правильный ответ.

Для развития внимания и памяти очень важно чтение детской литературы. Важно, чтобы ребенок не просто слушал, а потом еще и мог рассказать, о чем вы ему прочитали. Во время этих бесед можно и нужно задавать ребенку вопрос: ПОЧЕМУ? Это заставит ребенка задуматься, вспомнить и проанализировать прочитанное. Тоже самое надо делать после просмотра мультфильмов и фильмов. Такие беседы не только приучают ребенка внимательно слушать и смотреть, запоминать и рассуждать, но и сближают родителей с детьми.

Для ребенка очень важно внимание родителей. Поэтому нельзя оставлять без внимания не один вопрос ребенка. Но, отвечая на его вопросы, также можно порассуждать вместе.

Также важно использовать для общения с ребенком любую свободную минуту. Например, возвращаясь из детского сада, можно предложить ребенку понаблюдать за природой, животными, попросить его запомнить, что есть на вашей улице или какой транспорт вы увидели. А, придя домой, попросить его вспомнить и рассказать об этом. И опять можно поставить вопрос: ПОЧЕМУ?

Ну и наконец, в какие совместные игры можно поиграть в свободное время?

Для развития памяти подойдут такие игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»(Раскладываем перед ребенком несколько картинок, просим их запомнить и закрыть глаза. Потом убираем одну из картинок или меняем 2 местами. Открыв глаза, ребенок должен ответить чего не стало или что изменилось.), «Запомни картинки?»(Разложить перед ребенком несколько картинок и попросить их запомнить. Убрать картинки и попросить ребенка назвать их.), «Где лежит?», «Найди пару»( Разложить перед ребенком картинки и попросить запомнить их и их место, потом перевернуть их. Дать ребенку такие же картинки и попросить найти пару.)

Для развития логического мышления: «4-й лишний» (выкладываем перед ребенком 4 картинки, например 3 фрукта и 1 овощ и спрашиваем, какая лишняя и почему), «Перепутанница»

(Говорим ребенку, что медведь живет дома, а корова в лесу. Ребенок должен исправить «ошибку».), «Когда это бывает?»

(Называем любую примету любого времени года – выросли грибы или показываем картинку и спрашиваем у ребенка «Когда это бывает?»).

Эти же игры развивают внимание. Ведь если ребенок не будет внимателен, у него не получится правильно ответить, а значит и выиграть.

Все эти игры нравятся детям, и они в них с удовольствием играют. Надеюсь, и вам они понравятся, и вы будете весело проводить время вместе с вашими детьми.