/ ощущение, восприятие, мышление

Познавательные процессы: ощущение и восприятие

Общая характеристика познавательных процессов

Напомню, что на прошлом занятии вы говорили о том, что все психические явления можно разделить на три большие группы:

- психические процессы;

- психические состояния;

- психические свойства .

Сегодня мы приступаем к рассмотрению такого класса психических явлений, как психические процессы.

Для начала определим, что называют психическими процессами:

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

Стоит отметить, что в свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы . В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Теперь перейдем непосредственно к краткой характеристике познавательных процессов.

Итак, познавательные процессы – это психические процессы, с помощью которых человек получает знание об окружающем мире и самом себе.

Все знания об окружающем мире, начиная от явно наблюдаемого устройства вещей до скрытых от внешнего наблюдения закономерностей, является результатом интеграции знаний, полученных с помощью познавательных психических процессов различного уровня, а именно: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, речь и т.д.

Далее переходим к более подробному рассмотрению некоторых познавательных процессов. И начнем мы с ощущений и восприятия.

Ощущение

В первой лекции говорилось о том, что психика – это свойство высокоорганизованных живых существ: - отражать внешний мир;

- строить его картину;

- регулировать свое поведение.

Именно такое отражение внешнего мира и построение картины происходит при помощи т.н. познавательных психических процессов: восприятия, представления, воображения, мышления при постоянном участии памяти и внимания. Все перечисленные процессы имеют разные уровни отражения по сложности и адекватности.

Простое познание внешнего мира начинается с ощущений.

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и качеств предметов и явлений объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувствчеловека (анализаторы - нервные аппараты восприятия, анализа и синтеза раздражителей). В результате такого отражения формируется сенсорный образ. Т.е. происходит отражение отдельных чувственных качеств.

ОЩУЩЕНИЕ - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Рецепторы – специализированные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Специфическая черта ощущений - отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Наши органы чувств (анализаторы или сенсорные системы) с рождения приспособлены к восприятию и переработке различного вида информации. Они сформировались в процессе длительной эволюции и приобрели специфическое строение.

Каждый анализатор, являясь физиологической основой ощущений, состоит из 3 отделов:

периферический отдел (рецепторный) – рецептор: выполняет роль специального воспринимающего аппарата, который осуществляет превращение энергии физического стимула в энергию раздражения, находится на периферии ЦНС ;

передающий отдел (проводниковый) - проводящий путь: включает в себя аф. и эф. нервные волокна ; возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий ГМ человека;

центральный отдел (мозговой) - корковая проекционная зона: переработка нервных импульсов, поступающих от рецепторов.

Пример . зрительный анализатор:

Сетчатка (палочки и колбочки) по проводящим путям (зрит.нерв), многократно переключаясь, корковая проекционная зона (17 поле).

Кроме того, стоит сказать, что рецепторы, т.е. образования, улавливающие информацию внешних или внутренних воздействий можно разделить на 3 группы:

экстерорецепторы, которые расположены на поверхности тела, улавливают информацию внешних воздействий. Это осязание, вкус (контактные), зрение, слух (дистантные);

интерорецепторы – объединяют сигналы, поступающие из внутренней среды организма;

проприорецепторы – информация от мышц, сухожилий, суставных сумок, а также информация о положении тела, обеспечивают регуляцию наших движений.

Способность ощущать существует у всех живых существ с НС .

Ощущения м.б. осознанными и неосознаваемыми.

Способность осознавать ощущения связана с корой ГМ.

Так, экстероцептивные ощущения мы можем осознавать, ощущения интероцептивные и проприоцептивные - уже менее заметны. Осознаваемы в случае болезненных ощущений. Между тем информация от наших внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состоянии внутренней среды.

Без этой постоянной афферентации невозможно ни нормальное развитие, ни овладение движениями (*недостаток тактильных ощущений – поглаживания, прижимания, касания в раннем детстве ребенка ведет к ущербному формированию его психики).

Таким образом, рецепторы постоянно посылают в мозг информацию о внешних и внутренних процессах.

Далеко не все виды информации воспринимаются нашими рецепторами. Так, человек не может воспринимать радиацию, человек может воспринимать только определенную длину э/м волны: от 390 до 800 миллимикронов (миллионных долей миллиметра). Волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Так, например, ощущение красного света вызывается волнами длиной в 630-800 миллимикронов, желтый – 590 миллимикронов, зеленый – 500-570 миллимикронов, синий – 430 – 480 миллимикронов. Человек не может воспринимать инфракрасное излучение.

Наше ухо воспринимает звуки только определенной чистоты – от 16-20 Гц до 20000 Гц, к старости до 15000 Гц, совершенно не воспринимает ультразвук.

Некоторые животные способны воспринимать намного более высокие звуки, чем человек.

Кроме того, известно, что у человека существует восприимчивость и к неощущаемым сознательно раздражителям, т.н. СУБСЕНСОРНЫМ. При их воздействии регистрируется изменение эл. активности КГМ, улитко-зрачковый рефлекс – изменение диаметра зрачка при воздействии звука. (* 25ый кадр – реклама кока-колы – физиологический порог пройден, минует корковый сознательный контроль. Однако! Можно применять в благих целях: борьба с курением, с лишним весом, лечение).

Между началом действия раздражителя и появлением ощущения происходит определенное время – латентный период – за это время происходит преобразование информации стимула (физического раздражителя) в нервный импульс, его прохождение по специфическим нервным путям в ЦНС, переключение с одного уровня на др. Латентный период различен у различных ощущений: тактильные ощущения – 130 мс, болевые – 370 мс, вкусовые – 50 мс.

Также стоит сказать о том, что ощущения характеризуются и качественными характеристиками. Это абсолютный и относительный пороги ощущения.

Абсолютный порог – это минимальная величина стимула, при которой возникает данное ощущение. Основные органы чувств отвечают на очень слабые раздражения (меньшая чувствительность дала бы плохое приспособление к окружающей среде, большая чувствительность – также мешала бы нам – мы бы видели прерывистость света, слышали бы удары молекул по барабанной перепонке.

Exp: чувствительности различных анализаторов:

Зрение: способность воспринимать пламя свечи ясной темной ночью на расстоянии 48 км – это абсолютный порог, т.е мин. величина стимула, к. порождает зрительное ощущение.

Слух: тикание ручных часов на расстоянии 6 м в тишине.

Вкус: ощущение присутствия 1 ч.л. сахара в 8 л воды.

Осязание: падение крыла мухи на щеку с высоты в 1 см.

Так как переход от невоспринимаемых стимулов к воспринимаемым происходит скачком, то за абсолютный порог ощущений принимают такое значение стимула, при котором ощущение возникает в 50% случаев.

Относительный порог ощущений – величина изменения стимула, при которой происходит изменение ощущения, то есть величина стимула, на которую д.б. изменен исходный стимул, для того, чтобы это изменение стало заметным для человека.

Относительный порог различен для различных органов чувств, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину.

Э.Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной :

I – величина стимула, - приращение стимула, const – постоянная величина, зависящая от рецептора.

Данный закон действует только в среднем диапазоне, при приближении к границам constперестает действовать.

Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле:

S = KlgI + C

где S- сила ощущения,I - величина действующего раздражителя, К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющаязависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей. и представляет собойпсихофизический закон Вебера-Фехнера . Изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя (стимула).

Всякое последующее увеличение ощущения на единицу требует увеличения стимула в 10 раз.

Важная характеристика каждой сенсорной системы - способность замечать различия в свойствах одновременно или последовательно действующих раздражителей.

Сенсорная система обладает способностью приспосабливать свои свойства к условиям среды и потребностям организма.

Сенсорная адаптация - это изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.Общее свойство сенсорной системы, заключающееся в приспособлении к длительно действующему раздражителю.

Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается (*привыкание глаза к темноте, адаптация слуха к окружающему фону – 15 с).

Повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Сенсибилизация - повышение чувствительности органов чувств при действии на них адекватных и неадекватных раздражителей (*в болезненном состоянии изменяется чувствительность, с возрастом чувствительность изменяется).

Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого, так у ряда людей звуки музыки могут вызывать ощущение цвета; или сочетание красок порождает музыкальные ассоциации. Такое явление называется синестезией ( перенос качеств одной модальности на др.)

Ощущение – это исходный базовый процесс. В результате воздействия тех или иных стимулов возникают определенные ощущения, некоторые чувства (яркости, громкости и т.д.). Формирование целостных образов – синтез отдельных ощущений, который осуществляется иногда в рамках нескольких модальностей – целостное восприятие.

Итак, мы переход к рассмотрению следующего уровня отражения внешнего мира – восприятиию .

Восприятие

Итак, мы переход к рассмотрению следующего уровня отражения внешнего мира – восприятию .

Восприятие строится на чувственных данных ощущений, которые поступают в органы чувств под воздействием внешних раздражителей. Но стоит заметить, что восприятие не сводится к простой сумме различных ощущений. Восприятие является всегда гораздо более сложным процессом, включающим в себя прошлый опыт и личностные особенности человека. Восприятие – это процесс целостного отражения предметов, ситуаций, событий.

Восприятие – это познавательный процесс, состоящий в целостном отражении объектов и явлений окружающей действительности при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.Итог восприятия – интегральный образ предмета, объекта, ситуации.

В результате процесса восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Полученный образ – результат взаимодействия и скоординированной работы нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают виды восприятия – зрит. слух. осязат.

Для человека ведущей модальностью является зрение, для животных – чаще слух и обоняние.

Основные свойства образа восприятия:

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, обобщенность, константность, апперцепция.

Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, обладающих определенными свойствами. То есть это способность человека воспринимать мир в форме отдельных предметов, обладающих определенными свойствами. (*фон – фигура).При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Другим свойством восприятия является целостность . Образ восприятия складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. (*даже если мы видим только лицо человека, тем не менее мы знаем, что он целый).

С целостностью восприятия связана и его структурность . Она позволяет объединять разрозненные части в нечто целое, в целостные образы и картины.

Следующим свойством восприятия является константность . Константность – восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету и величине. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия); Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Обобщенность (категориальность) – так как восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов, в воспринимаемом объекте мы видим признаки, свойственные всем объектам какого-то отдельного класса объектов или явлений и соответственноотносим объект к тому или иному уже известных предметов (*часы).

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой, человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Зависимость восприятия от прошлого опыта.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия . Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зритель­ного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п. но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис.). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы су­ществования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и вос­приятие движения.

Иллюзии восприятия

Причины иллюзий:

ложные суждения индивида об окружающем мире;

оптическое несовершенство нашего глаза;

кроме того, м.сопровождать психические заболевания, являются их симптомами (*преследующие люди – шизофрения).

Человек может видеть яркие образы при отсутствии реальных объектов восприятия, м.б.иллюзии и других модальностей: слух. тактил. вкус.

В отличие от галлюцинаций, они характерны для людей здоровых. Это восприятие реального объекта, но оно является ошибочным.

Причины:

- эмоциональное состояние (вешалка с одеждой – убийца);

- затрудненные условия восприятия (не то слово послышалось);

- сам объект восприятия дает предпосылки для появления иллюзий.

*1) иллюзия Мюллера-Лайера:

Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889)

(перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

Какой из горизонтальных отрезков длиннее?

2) иллюзия контраста:

Иллюзия Эббингауза (1902): Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

Они одинаковые.

3) явление иррадиации:

Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

4) иллюзия железнодорожных путей (Mario Ponzo, 1913).

Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее. Эта линия продолжает восприниматься как более длинная, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок. Попробуйте повернуть голову на 90 градусов.

Вертикальная линия воспринимается как более длинная. Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается.

5) иллюзия перспективы:

Какой из параллелепипедов больше?

Ж/д: фонари одинаковые, однако если нарисовать рельсы, то чем дальше фонарь, тем он будет казаться больше.

7) Иллюзия звукового контраста:

Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

- специально созданные условия;

8) Классические иллюзии установки:

*шары

Другие виды восприятия: восприятие времени и восприятие человека

Восприятие времени

На роль физиологического коррелята – циклические процессы в организме (сердеч.), обменные процессы (биолог.часы) – с их помощью человек может субъективно оценить промежутки времени.

Восприятие времени подвержено многим факторам:

- возраст – ребенок не может оценить;

- эмоциональное состояние: положительное состояние – время летит, депрессия, скука – время тянется или стоит на месте;

- содержание деятельности: интересно – время бежит, не интересно, монотонно – идет медленно.

- тип темперамента: х – быстро течет время, меланхолик – медленно и т.д.

Восприятие человека человеком

Сложный процесс, включающий прошлый опыт человека, личностные особенности, эмоциональный компонент.

Стереотипы! – англичане, бухгалтеры

Играет роль и предварительная информация: преступник или ученый.

Итак, выделим основные закономерности восприятия:

восприятие непосредственно связано с работой мышц, разного рода движениями, несущими информацию об объекте

восприятие – это не просто непосредственный процесс отражения мира, а он уже связан с некоторым уровнем анализа, мышления (обобщенность, категориальность);

человек может произвольно направлять свою перцептивную деятельность – тогда его восприятие связано с активным поиском информативных признаков в объекте, сличением их с хранящимися в памяти описаниями.

Нарушения восприятия

1.Повышенная или чрезмерная чувствительность – гиперстезия – когда все поступающие раздражители кажутся чрезмерными: свет слишком яркий, звуки –громкие, запахи – сильные, навязчивые, хлопанье дверью – выстрел, стук посуды – раздражает.

При эмоциональном и физическом переутомлении

При умственном переутомлении может возникать противоположное явление – гипостезия – цвета кажутся тусклыми, звуки – тихими, приглушенными.

2. Агнозии - затруднения узнавания предметов и звуков - связаны с нарушениямипроцесса обобщения признаков в процессе создания целостного образа реальности. В целом агнозии связаны с изменениями смысловой стороны восприятия. Они развиваются в результате поражений коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Чувствительность сохраняется, способность к анализу и синтезу информации утрачивается.

По органам чувств выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии .

Следует различать истинные агнозии и псевдоагнозии. Псевдоагнозии возникают при серьезных интеллектуальных нарушениях. Дело в том, что восприятие, освобожденное от организующей функции мышления, становится рассредоточенным: несущественные признаки предметов могут становиться в центре внимания, что и приводит к неправильному узнаванию (лошадь воспринимается как птица, потому что уши стоят торчком, а на то, что лошадь впряжена в телегу, внимание не обращается). При псевдоагнозиях также уже не воспринимаются перевернутые предметы, тогда как показанные в прямой экспозиции они узнаются.