Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Цели:

  • Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;
  • Обучить приемам развития внимания;
  • Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий.

Оборудование: проектор, памятки с результатами диагностики и выборкой упражнений на внимание, предметы для игры, листы, конверт с вопросами.

Ход собрания

Вступление.

(Родители рассаживаются по группам.)

Необычное начало, создание эмоционального фона.

Видеоклип “Кем я мечтаю стать”.

Здравствуйте уважаемые родители! Вы наверное согласитесь со мной, что успешность обучения напрямую связаны с развитием памяти, мышления, внимания, речи и др. Сегодня мы открываем серию консультаций “Развитие познавательных процессов”. Тема нашей встречи “Внимание, требует внимания” или попытаемся ответить на вопрос “Как бороться с невнимательностью ребенка и неумением сосредоточиться?”

А сейчас вспомните, как ваш ребенок работает, выполняет домашние задания, играет, и ответьте на вопросы:

Игра “Почтальон”. (Родители достают вопросы из большого конверта, предложенного педагогом.)

– Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?

– Может охватить взглядом несколько слов или целое предложение?

– Медленно или быстро входит в работу?

– Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?

– Быстро ли устает?

– Когда допускает больше ошибок – в начале задания, в середине или в конце?

– В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?

Вы сами убедились, что работа в этом направлении необходима и в первую очередь просим помощи от вас. Кроме этого по анализу контрольных работ выясняется, что большой процент ошибок составляют не пробелы в знаниях, а именно пропуск, замена, т.е. зачастую невнимательность мешает получить отличную оценку. Для современного ребенка характерно опережение в некоторых областях, например владение компьютером, сотовым телефоном объяснить ребенку проще и быстрее чем взрослому, но опять же внимание оставляет далеко желать лучшего.

Основная часть.

Предлагаем результаты диагностики внимания в целом по классу.

1-й класс (диаграмма на презентации) Использовали методику “Найди спрятавшихся животных”.

2-й класс (диаграмма на презентации) методика “Корректурная проба”.

Высоко развиты концентрация и устойчивость внимания у 2 ч в классе, напротив очень трудно действовать безошибочно и длительное время 4 ч. В целом по классу уровень концентрации и устойчивости внимания – средний и выше среднего.

Наверное у вас возник вопрос, в какой группе мой ребенок?

Родителям раздаются индивидуальные карточки с результатами диагностики каждого ребенка и соответствующими рекомендациями.

Давайте выясним, основное об этом процессе. Внимание – это направленность на определенный объект. Выделяют три основных вида внимания:

Непроизвольное. (Проявляется уже на 10–12 день жизни. Ребенок увидел яркую лампу и дальше все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание, но погас интерес, ослабло внимание.)

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Не все вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше нужных дел. Требует от человека волевых усилий, и чем раньше мы будем его развивать, то разовьются и трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность такие, необходимые в учебной деятельности.

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

  • Общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья. Квалифицированные советы может дать неврапотолог)
  • Ухудшение состояния здоровья
  • Физическое и умственное переутомление
  • Нарушение режима занятий и отдыха
  • Нарушение дыхания (хронические простуды, аденоиды т.е. если ребенок часто дышит ртом)
  • Причины психологического характера, может быть в отношение ребенка к занятию (страхи, повышенная тревожность)
  • Наличие тяжелых переживаний, травм
  • Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)
  • Недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получивший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируются наблюдательность, устойчивость внимания)

Проанализировав причины, вы сделаете полдела, теперь будете знать, над чем именно вам предстоит работать.

Кроме этого у внимания есть свои свойства, которые нужно вам знать.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания. У 2-ка он невелик, поэтому нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы рассматриваете энциклопедию не стоит показывать много зверей, разумнее показать самых ярких и дать о них подробную информацию. Вот тогда ваша работа пройдет не зря.

Как определить объем внимания?

Таблица Шульте (задание для 1 группы).

Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.