Search

Приемы развития памяти

Память - способность человека запомнить, сохранить и по мере необходимости воспроизвести полученную информацию.

Физиологически ресурсы памяти у каждого человека ограничены врожденными особенностями головного мозга. Поэтому здоровый человек может развивать память, овладев способами запоминания. ( Приемы развития памяти ).

Сенсорная память - это память органов чувств: зрительная, слуховая, двигательная, вкусовая, обонятельная, тактильная. В ней на короткое время целиком как бы отпечатывается внешний мир.

Продолжительность нахождения зрительной информации в сенсорной памяти составляет около 0,5 с и слуховой - до 2 с. Столь малого времени хватает ровно настолько, чтобы обеспечить слитность наших ощущений, например, при просмотре кинофильмов, восприятии речи или пилотировании самолета. Из сенсорной памяти информация с помощью внимания переводится в кратковременную память. Этот переход сопровождается многократным уменьшением ее объема и качественным преобразованием. Оставшаяся в сенсорной памяти информация быстро разрушается и вытесняется вновь поступающими данными от органов чувств.

В кратковременной памяти в процессе сенсорных данных и эталонов осуществляется смысловая обработка информации. Здесь ощущения приобретают предметное значение. Здесь информация хранится от нескольких секунд до нескольких минут. Но путем повторения или извлечения сведений из долговременной памяти время хранения в ней можно увеличить настолько, насколько это нужно для выполнения текущих действий.

Главная особенность кратковременной памяти - ее ограниченная емкость. Существует "магическое число": одновременно в ней может храниться не более 7±2 смысловых единиц. От перегрузки кратковременную память предохраняет механизм внимания. Благодаря нему из огромного числа сигналов, поступающих в органы чувств, отбираются лишь немногие данные. Путем укрупнения смысловых единиц можно значительно увеличить емкость кратковременной памяти. ( Приемы развития памяти ).

Немецкий ученый-психолог Эббингауз на основании экспериментов выявил ряд закономерностей. Он показал зависимость количества сохраняющихся в памяти слов от продолжительности времени между заучиванием и проверкой сохранения материала в памяти, на основании чего им были составлены так называемые кривые забывания, из которых видно, что в первые минуты забывание идет быстрее, чем в последующее время. В течение 1 часа забывается 60% информации, через 6 дней - еще 20%.

Была выявлена зависимость качества запоминания элементов от их расположения в ряду. Оказалось, что элементы, расположенные в начале и в конце ряда, воспроизводятся лучше, чем элементы, находящиеся в его середине. ( Приемы развития памяти ).

Сведения, поступившие из кратковременной памяти в долговременную (5-10% объема информации), хранятся вечно. Забывание объясняется не разрушением информации, просто ее невозможно извлечь в нужный момент. Объем долговременной памяти не имеет границ. Известны люди, знающие 33 иностранных языка. Доступ к сведениям возможен только при определенной организации долговременной памяти. Чем выше уровень организации хранения данных, тем легче их извлечение.

Основные методы и приемы развития памяти:

1.Управление вниманием. Возможности кратковременной памяти по обработке данных, поступающих из органов чувств, ограничены. Поэтому для улучшения памяти необходимо научиться концентрировать внимание на нужной информации и выделять из нее только существенные сведения. Если стоит цель запомнить определенные сведения, то необходимо приложить все усилия для концентрации внимания на запоминаемом материале.

Для эффективной тренировки внимания можно использовать групповое упражнение "Муха". Данное упражнение позволяет реально почувствовать, что такое внимание, оценить уровень своей внимательности и тренировать способность к концентрации внимания. ( Приемы развития памяти ).

2.Структурирование информации. Цель структурирования информации - провести ее к виду, оптимальному для хранения в долговременной памяти.

Существуют следующие примеры структурирования:

  • смысловое расчленение (выделение основных микротем);
  • выделение смысловых опорных пунктов (в качестве таких пунктов могут выступать: заголовки теста, краткие тезисы, вопросы, схематические рисунки, примеры, цифровые данные, незнакомые непривычные термины, эмоции, в которых выражается отношение к усваиваемым сведениям и др.);
  • использование наглядных образов (рисунки, схемы и др.),
  • соотнесение с уже имеющимися знаниями. ( Приемы развития памяти ).

3.Рациональное повторение. Оно подразумевает выполнение мысленной деятельности, ее самостоятельное воспроизведение в памяти. Повторения формируют устойчивые образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, которые в данный момент не вызывают ощущений у человека и не воспринимаются им. Повторения могут быть зрительными, слуховыми, вкусовыми, обонятельными, мышечными. Мышечное повторение какого-либо движения или действия вызывает реальное слабое сокращение работающих мышц. Возбуждение при воображаемом действии аналогично возбуждению при реальном действии. ( Приемы развития памяти ).

4.Использование семантических вставок. Особую трудность при запоминании вызывают различные сведения, плохо связанные между собой в смысловом отношении. В этих случаях смысловое объединение данных с помощью посредников - легко запоминающихся слов и предложений. Из школьной практики цвета радуги рекомендовали запоминать, используя предложение "каждый охотник желает знать, где сидит фазан", а падежи - "Иван родил девчонку, велел тащить пеленку". ( Приемы развития памяти ).

5.Использование целенаправленного воображения. Принцип целенаправленного воображения схож с рациональным повторением, однако он сопровождается и дополняется яркостью и красочностью, конкретностью и детализированностью образов. Для тренировки мысленного конструирования образов полезны упражнения:

  1. метод Айвазовского - обратить внимание на какой-нибудь предмет, закрыть глаза и попытаться точно воспроизвести его образ в цвете и со всеми деталями, открыть глаза и сравнить мысленное изображение с оригиналом, повторяется несколько раз, пока не достигается максимальное совпадение (тренируется способность зрительно схватывать большой объем информации);
  2. бросать спички и пытаться одним взглядом определить их количество. ( Приемы развития памяти ).

6.Использование мнемотехники. Специально разработанные системы для удержания в памяти любой информации, вне зависимости от ее природы, получили название "мнемотехника" ("мнемо" - в переводе с греческого - "помню").

Развитие наблюдательности, мышления и воображения приводит к улучшению памяти.