Развитие памяти у детей. Игры и упражнения, развивающие память

Рубрика: Развитие способностей 2012-12-20 Раиса, автор блога

Здравствуйте, уважаемые родители, читатели моего блога!

Сегодня мы поговорим о развитии памяти у детей. Если Вы считаете, что хорошо учиться Вашему ребёнку мешает плохая память, то это статья для Вас. Я расскажу, какие приёмы запоминания необходимо освоить Вашему школьнику, чтобы запоминать учебный материал хорошо и надолго.

А если Ваш ребёнок только собирается пойти в школу, в этой статье Вы найдёте игры и упражнения, развивающие память и внимание, так необходимые ему в его будущей школьной жизни.

Советую приобрести!

Как часто нужная информация так некстати улетучивается из головы наших детей, лишая их возможности получить отличную оценку на уроке. И глядя на очередную двойку в дневнике, мы называем их память «дырявой» и ставим им в пример тех, кто, не моргнув глазом и не глядя в бумажку, перечисляет столицы всех мировых государств или координаты самых высоких горных вершин и получает за это красивую пятерку.

Но, спокойно! Хорошая память — это всего лишь дело техники, вернее МНЕМОтехники. А, значит, любой может натренировать свою память до СУПЕРпамяти…

Автор этой книги приглашает всех школьников и студентов в свой уникальный мнемонический тренажерный зал, в котором продемонстрирует:

— интересные и супер-эффективные упражнения для тренировки памяти;

— маленькие хитрости, помогающие быстрее и надежнее запоминать информацию;

— единственный в своем роде мнемонический англо-русский словарь;

— новейший метод для запоминания формул…

Словом, всё то, что превратит память любого в СУПЕРпамять!

Хорошая память — необходимое условие успешного обучения в школе

Когда ребёнок становится школьником, на него обрушивается огромный поток новой для него информации. Не справляясь с усвоением учебного материала, многие дети начинают сильно уставать, отставать в учёбе, у них пропадает желание учиться. Чтобы этого избежать, нужно развивать память ребёнка.

Память бывает произвольная и непроизвольная. Если информация для ученика интересная, она запоминается как-то сама собой, без каких-либо усилий, непроизвольно. При произвольном запоминании, чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилие.

Конечно, чем интереснее для ребёнка будут уроки в школе, тем прочнее и быстрее он сможет усвоить учебный материал. Но понятно, что школьные занятия невозможно организовать полностью так, чтобы всё запоминалось само по себе. Отсюда и возникает необходимость развивать в ребёнке умение запоминать.

В начале обучения у школьников преобладает механическое запоминание, так называемая «зубрёжка»: ребёнок запоминает материал за счет многократных повторений. Однако запоминание с использованием мышления (понять, связать с тем, что уже известно и т.д.) гораздо эффективнее. Кроме того, информация усваивается тем легче, чем больше органов чувств участвуют в процессе запоминания.

Задача развития памяти у школьников в настоящее время является очень актуальной. Особенно это касается детей, обучающихся по усложнённым программам и вынужденных запоминать большие объёмы информации. Поэтому родителям крайне важно обучить своего ребёнка специальным приёмам, облегчающим запоминание.

Приёмы, помогающие запоминанию

1. Например, запомнить, в каком порядке расположены цвета в радуге, можно очень легко с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — первые буквы слов этой фразы соответствуют первым буквам названий цветов.

Порядок планет солнечной системы можно запомнить с помощью фразы «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».

Для запоминания числа «пи», выражающего отношение длины окружности к ее диаметру, рекомендуется запомнить фразу: «Это я знаю и помню прекрасно», в которой число букв в каждом слове соответствует цифрам числа 3,14159.

Таких приёмов запоминания путём образования ассоциаций (связей) существует огромное множество во всех сферах знаний. Эти приёмы получили название мнемотехники, а люди, их использующие, удивляют своей супер-памятью.

2. При работе с текстом его необходимо разбить на логические части (составить текстовый план или графическую схему). В каждой части определить её главную мысль (записать ключевые слова). Слова-подсказки можно заменить схематичными рисунками. Содержание отдельных частей, а потом и всего текста нужно выразить несколькими предложениями и сделать выводы. В процессе воспроизведения станет ясно, что запомнилось, а что ещё нет.

Научиться составлять планы и схемы учебных текстов ученик должен уже к концу начальной школы.

3. Главный приём запоминания — это неоднократное повторение. Установлено, что 40% новой информации забывается уже через 30 минут, ещё 35% — на следующий день и 20% — через месяц. Сколько же остаётся в памяти? Всего 5%!

Поэтому повторять надо неоднократно: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий раз — через день, а четвёртый — через месяц.

Но если ученик не вникает в содержание материала, не понимает его, не проявляет к нему никакого интереса, многократное повторение превращается в бессмысленную зубрежку, которая хорошего результата не даст. Поэтому повторение надо разнообразить, привлекая новые иллюстрации или примеры, подмечая то, что ранее не было замечено.

Игры и упражнения, развивающие зрительную память

«Что на карточках?»

Разложите на столе карточки с различными изображениями. Это могут быть предметы, цифры, буквы или даже просто цвета.

Дайте ребёнку время их запомнить. Переверните карточки изображением вниз. Пусть ребёнок назовёт, где что изображено.

Задание со временем усложните: карточек пусть станет больше, времени на их запоминание – меньше. Предложите ребёнку вспомнить изображения, которые он запомнил, через час — два.

«Что изменилось?»

Разложите на столе несколько предметов, задача ребёнка — запомнить, что и где лежит. Через некоторое время уберите один или два предмета, поменяйте их местами или замените на другой предмет. Ребёнок должен определить, что изменилось.

Другой вариант этой игры. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на Вас и запомнить Ваш внешний вид. Затем выйдите из комнаты и что-нибудь измените в своей внешности. Ребёнок должен найти отличия.

Развитие слуховой памяти

Для развития слуховой памяти советую приучить ребёнка слушать аудиокниги. Просите его пересказать услышанный рассказ, помогайте ему вопросами. Ну и, конечно, учите с ним стихи.

«Запомни и повтори»

Медленно продиктуйте ребёнку цифры, слова или фразы (от 4 до 10 и более) и попросите повторить их в том же или обратном порядке.

Разрешите ему к каждому слову или фразе сделать схематичный рисунок (значок). Эти рисунки помогут ему потом вспомнить продиктованные слова. На следующий день снова попросите ребёнка повторить слова, глядя на свои записи.

Регулярные занятия с ребёнком помогут ему развить и использовать все виды памяти. Память ребёнка прекрасно развивают также разгадывание загадок, головоломок и ребусов. Прекрасные результаты можно получить, если увлечь ребёнка игрой в шахматы .

Советы родителям

1. Убедите своего ребёнка, что у него прекрасная память, научите его верить в свой успех.

2. Помогите школьнику понять, какая память у него развита лучше всего — зрительная, слуховая или двигательная, и пусть он опирается в учёбе именно на неё. Развивайте его логическую память.

3. Обучите ребёнка приёмам, позволяющим облегчить запоминание, побуждайте его искать свои способы усваивать материал полностью и прочно.ВАША ЗАДАЧА — НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УЧИТЬСЯ .

4. Учтите, независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, перегружать её не следует. Переутомление приведёт не только к ухудшению памяти, но и может подорвать здоровье ребёнка.

P.S. Буду Вам очень признательна, если Вы выскажете своё мнение о статье, оставив комментарий.Поделитесь своим опытом — он может оказаться полезным для других родителей!