Скачать:

Предварительный просмотр:

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса обучения и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки с деятельностью, связанной с развитием познавательной активности.

Система современного образования требует от детей известного нервного напряжения, волевого усилия, достаточного объёма памяти.

В 2008 -2009 учебном году я набрала 1 класс. Ещё до зачисления в 1 класс, на подготовке, я заметила низкий уровень развития внимания и памяти детей. Когда, в начале сентября, психолог проверила уровень готовности к обучению первоклассников, то установила, что более чем у  30%  детей низкий уровень внимания, кратковременной памяти и умозаключений.

Передо мной встали следующие задачи:

    Активизировать познавательную деятельность учащихся. Повысить адаптационные возможности учащихся, в первую очередь социально-психические.

Я стала искать новые методы и приёмы по развитию памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.

В первую очередь работа по развитию памяти и внимания началась, конечно, с родителей. Ведь не только педагог должен развивать внимание и помогать ребёнку запоминать и учить, контролировать правильность запоминания, но и родители.

В первом классе, в начале учебного года, у меня проходит родительское собрание, посвящённое проблемам развития познавательных процессов, где я даю рекомендации, игры и упражнения по развитию памяти и внимания у первоклассников.

Невнимательность и неусидчивость могут быть обусловлены медицинскими факторами.  Например, длительные занятия могут вызвать у ребёнка приступы головной боли, усталости.  Отсюда и ошибки. Поэтому здесь нужны не упражнения, а консультации врача.

Для тренировки памяти и внимания не всегда обязательны специальные дополнительные занятия. Многие вещи вполне можно делать во время прогулок, поездок в транспорте, ожидания очереди к врачу.

Итак, первая группа заданий относится к непосредственной тренировке памяти.  Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.

Второй тип упражнений  – в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребенку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот – что было зеленого цвета, что розового.

Еще одно упражнение того же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название цветов, изображенных на картинке, и еще двух-трех растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного – двух цветков с картинки.

Также можно предложить детям такое задание. Вы раскладываете на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его ещё раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок.

Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребенку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т.д. Или другой вариант – перечислите героев какой – либо сказки, естественно, известной ему (дровосек, волк, бабушка и т.д.), и попросите угадать, что это за сказка. Также, рассказывая известную сказку, что-нибудь «перепутайте», пусть ребенок уличит вашу ошибку. После каждой прочитанной сказки просите ребенка пересказать содержание, ответить на вопросы по сказке.

И еще один важный момент, на который следует обратить внимание.  Многие родители сетуют, что большинство детей воспринимают только зрительную информацию – прочитанную в книге, увиденную на картинке. А вот то, что они слышат, в большинстве своем проходит «мимо ушей». Чтобы этого избежать, предлагайте ребенку игры – упражнения, тренирующие восприятие информации «на слух». Например, можно поиграть в игру. Пусть ребенок ловит мяч «на слова», в которых встречается буква «А», или можно «ловить» только цвет или животных. Вариантов может быть множество. А если нет возможности поиграть с мячом, то пусть в нужные моменты он просто хлопает в ладоши. Очень полезно слушать аудиокассеты со сказками. Только опять же не забудьте через какое-то время поговорить с ребенком на тему того, что он слушал, задать ему ряд вопросов.

Все упражнения, которые я предлагаю для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даёт возможность выполнять их с детьми в домашних условиях правильно.

Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы.  Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один.

Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям

Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15 – 20 минут.

Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

Учителя хорошо знают, как трудно иногда привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбужденные ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебной работе. Для того чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать следующие методические приемы.

Радуга внимания

Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: семь белых альбомных листков с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Согласно астрологическим данным каждый цвет соответствует определенному дню недели. На конкретном занятии вы работаете с таким листком, цвет которого соответствует дню недели занятия.

Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30–40 с. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 с удерживать перед собой образ листа с кругом.

Охотники племени Сиу

Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени Сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг.

Учитель. Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение.

Чтобы было интереснее, учитель может специально "организовать" некоторые шумы и звуки.

Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.

Кто меня слышит.

Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: "Кто меня слышит, поднимите правую руку".

Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.

Далее учитель опять же тихо произносит: "Кто меня слышит, поднимите обе руки".

Некоторые ученики поднимают обе руки.

Учитель произносит тихо фразу, растягивая слова: "Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза".

Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.

Учитель тихо произносит: "Кто меня слышит, встаньте".

После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели – внимание учащихся обращено на него.

Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.

Время для контрольной

Эта информация, возможно, поможет учителям правильно выбрать время для наиболее значимых уроков: контрольной или самостоятельной работы, каких-либо открытых уроков и т.п.

Психологи провели специальное исследование: изучались особенности внимания у одних и тех же школьников в процессе их обучения в первом, втором и третьем классах.

Для большинства первоклассников характерна единая динамика устойчивости внимания в течение дня. Начиная работу с исходно высокого уровня, они демонстрируют тенденцию к спаду внимания уже после первого урока. Иными словами, устойчивого внимания им хватает лишь на 45 минут первого урока.

При обучении во втором классе динамика внимания у этих же детей в течение дня выглядит по-другому. У большинства из них пик его активности приходится на второй-третий уроки.

Такая же картина наблюдается в третьем классе.

Объяснить это можно следующим образом.

Первоклассники, с большой готовностью идущие в школу, уже заранее настраиваются на работу, предвосхищают новое, интересное, неожиданное. Эта установка на всеобъемлющее восприятие приводит к быстрому истощению и усталости.

У второклассников непосредственный интерес к школе несколько остыл, зато стали появляться некоторые навыки учебного труда, среди них и навык управления своим вниманием, синхронизации его с задачами учебной работы.

Для развития памяти и внимания у первоклассников пользуюсь индивидуальными карточками и электронными играми. ( Приложение)

Используя данные приёмы и методы по развитию памяти и внимания у первоклассников, я достигла следующих результатов  (Приложение)

По теме:

В данном материале раскрываются формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов.

По развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста. Показать детям значение хорошей памяти для человека.

Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями.

В младшем школьном возрасте развитие всех познавательных процессов идёт очень быстрыми темпами. Чего нельзя сказать о развитии познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта. На коррек.

В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось.

Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны.

Развитие памяти и внимания Развивающая игра ФОТОГРАФ

Развитие памяти и внимания на уроках математики в начальной школе на основе геометрического материала представлена ввиде презентации.

Развитие памяти и внимания у ребёнка

Примеры игр на развитие памяти и внимания.