Методики исследования памяти

Исследование памяти включает этапы: исследование памяти на отдаленное прошлое, исследование памяти на близкое прошлое, изучение акта запоминания.

Исследование начинается уже с первых слов беседы с человеком. При глубоких нарушениях памяти больной не может указать дату и место своего рождения, свой возраст и возраст своих близких и т.п. При более легких степенях нарушений больной не в состоянии вспомнить лишь некоторые даты, некоторые подробности из жизни. Сравнение полноты воспоминаний о событиях недавних лет, месяцев и о событиях отдаленного времени (детский, юношеский возраст) поможет выявить прогрессирующую амнезию.

Для изучения памяти на прошлое нельзя ограничиваться только собиранием анамнеза, так как степень влияния эмоционального компоненга на точность дат, событий, связанных с самим бальным и его родными, несомненна. Спедует задать дополшпепьные вопросы, не имеющие не-посредстаеннюго олюшения к больному (например, о маршрутах городского транспорта, датах наяала и окончания Великой Отечественной войны, праздников или других общеизвестных событий).

С целью исследования памяти на текущие события больного расспрашивают о дате поступления в больницу, имени и отчестве врача, соседа по палате, о том, что больной ел вчера во время ужина, сегодня за завтраком, об инъекциях и процедурах последних дней, о беседах с родными и т.п. Внимательно слушая рассказ пациента, иногда можно уловить элементы гипермнезии или наклонность к парамнезиям. Последним будут способствовать "наводящие" вопросы в плане вымыслов или ложных воспоминаний.

В процессе изучения памяти выясняют не только особенности ее ослабления или усиления, но и виды, качества и отдельные ее свойства. Для изучения состояния и особенностей памяти широко используются различные патопсихологические методики. Из них наиболее распространенными и употребительными в нашей стране являются методика заучивания 10 слов, пробы на ассоциативную память, пробы на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева и соответствующие аспекты использования методики пиктограмм; используются также тест зрительной ретен-ции А. Бентона, тест зрительной и слуховой памяти А. Мейли и тест Д. Вексдера для психометрического исследования памяти. Помимо этого многие методики, используемые для психометрической оценки интеллекта, включают (пдельные субтесты, направленные на изучение различных сторон памяти (например, субтесты "Обшая осведомленность", "Арифметический", "Повторение чисел", "Кодирование" ("Шифровка") методики исследования интеллекта Д. Векслера предполагают суждение о долговременной, оперативной, зрительной памяти соответственно).

С помощью психодиагиостики памяти возможно решение шщюкого круга прикладных задач в различных отраслях <фактической психологии, медицины, ледагогаки и т.д. При оценке результатов психодиагностических исследований необходимо постоянно иметь в виду то обстоятельство, что помимо решения вопросов о состоянии собственно механизмов памяти в любом случае надо оценивать и влияние на них соответствующих мотивационных факторов, могущих существенным образом модифицировать результаты исследований, имигаровать ложнонегативные показатели.

Менюднк" заутятяя 10 см" - одна из наиболее употребительных методик исследования памяга - впервые была предложена А.Р. Лурия. В первоначальном варианте методики для запоминания предлагался набор из 10 не связанных друг с другом по смыслу слов (лес, хлеб, стул, окно, вода, брат, гриб, игла, конь, мед). В дальнейшем набор слов для запоминания был несколько видоизменен и стал включать в себя 10 несложных и так жв не связанных друг с другом по смыслу двусложных слов.

Испытуемый получает задание повторял" вслед за исследующим называемые им слова, стараясь как можно лучше запомнить их, воспроизаест болве полно. Можно указать на то, что слова разрешается поширшъ в любом порздне, а не обязательно в том, в котором их произносит последующий.

Воспроизведенные испытуемым после ка"цого предъявления стимуль-ные слова (таких тфедьявлвний пять) и тюспедовагелыюстъ воспроизведения фиксируют в прогонопе. Сюда хе заносятся все возмохные дублирования слов испытуемым и продуцируемые им дополнительные слова, не входящие в стимульный набор, еслитаковое дублирование имеетместо (тоже с последовасБльиостыо их продуцирования). Помимо этого спустя час (в крайнем случае - через 20- 30 минут) испытуемого просят вспомнить те слова, которые ему предъявлялись ранее. Промехуток времени между первичным предъявлением стимульных слов и их отсроченным воспроизведением занимается исследованием испытуемого при помощи других пси-ходиагностических методик, причем по окончании первичного тредьявления стимульных слов испытуемому не сообщается, что через некоторое время он вновь должен будет их повторять.

Результаты методики мотут быть представлены как в виде таблицы (по горизонтали - стимульные слова, по вертикали - номера повторений, в середине - результаты исследования), так и графически (по оси абсцисс - номера повторений, по оси ординат - количество правильно воспроизведенных слов).

Чаще всего здоровые испытуемые воспроизводят 9-10 слов после 3- 4 повторений, они не дублируют стимульные слова и не продуцируют дополнительных слов. Через час обычно воспроизводится не менее 8 слов.

Методика выявляет особенности процесса запоминания, сохранения и воспроизведения аудиальной информации. С ее помощью могут быть обнаружены явления истошаемости мнестической функции, колебания внимания, сужение объема внимания, явления инертности, нарушение мотивационного компонента памяти.

Методика заучивания 10 слов входит, как правило, в большинство батарей для патопсихологического исследования.