Скачать

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции.

Ощущением называется процесс психического отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент, в форме особых субъективных образований. Через ощущения нам представлены физико-химические свойства окружающего мира и даже собственного тела. Ощущения как субъективные образования возникают на основе аналогичного по названию психофизиологического процесса.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Возбуждение систем нервных клеток при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений — сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений — анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический отдел — все органы чувств (глаз, ухо, нос, кожа), а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах).

Человек имеет довольно много всевозможных органов чувств и соответствующих им ощущений. Они отличаются друг от друга таким важным свойством, как модальность. Модальность — это специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого ощущения. В зависимости от модальности различают следующие группы ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, двигательные, органические, статические и вибрационные. Охарактеризуем их:

1. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку глаза, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названые так за их внешнюю форму;

2. Слуховые ощущения (дистантные). Благодаря этому виду ощущений человек способен слышать речь, имеет возможность общаться. Раздражители — звуковые волны. Слуховые ощущения отражают высоту звука, громкость, тембр. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные, шум.

3. Кожные ощущения (контактные). В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная(ощущение холода и тепла), болевая. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Осязание представляет собой специфическую человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки. Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительно к холоду спина, наименее — грудь. Болевые ощущения сигнализирую организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

4. Статистические ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела в пространстве могут провести к головокружению.

5. Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Специальных вибрационных рецепторов и человека не обнаружено.

6. Обонятельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружающих предметов. Органы обоняния — клетки верхней части носовой полости.

7. Вкусовые ощущения (контактные) вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые палочки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Особое место и роль в жизнедеятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения. Они возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

В зависимости от функционального назначения ощущения подразделяются на три группы: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Рецепторы могут находиться непосредственно на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Промежуточное положение занимают проприоцепторы, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой находящиеся в мышцах и связках. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль воспринимающего аппарата. Рецепторы имеют очень жесткую специализацию в том плане, что каждый из них способен реагировать только на определенные физико-химические свойства ощущаемых предметов и явлений.

Ощущения обладают некоторыми важными свойствами, знание которых имеет большое значение для понимания многих жизненных ситуаций и явлений. Кроме модальности к ним относятся энергетические параметры, временные характеристики, адаптация, сенсибилизация и синестезия. Рассмотрим их более подробно.

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы вызывающий стимул достиг определенной величины. Минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговым. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.

Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется абсолютным верхним порогом ощущений.

Важнейшим свойством ощущений является интенсивность. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее возникающее ощущение.

Минимальное различение между двумя раздражителями, вызывающие едва заметное различение ощущений, называется порогом различения.

Латентный период — промежуток времени, через который возникает ощущение. Изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителя называется адаптацией.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений (развитие слуха у детей с помощью упражнений). Ощущения одной модальности могут изменяться под влиянием раздражения других органов чувств.

Это происходит в результате взаимодействия ощущений (например,зрительная чувствительность повышается под влиянием некоторых обонятельных раздражителей).

Восприятие

Восприятие — это психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несуществующих. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание, движение глаз/рассматривание) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. Восприятие не дано человеку генетически, а формируется в процессе активной жизнедеятельности. Наиболее активный период его формирования — первые годы жизни и дошкольный возраст.

Закономерность объективного восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.

Восприятие обладает такими свойствами, как:

1. Целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета. Восприятие формируется в процессе практической деятельности, то есть восприятие — это система перцептивных действий, которыми надо овладеть(например, люди, которым вернули зрение, видят мир расплывчато).

2. Константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное воздействие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариационную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию.

3. Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность(категориальность) восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия проявляется преимущественным выделением одних объектов по сравнению с другими. Например, даже чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака и т.д.). И только психические больные воспринимают случайные чернильные пятна как таковые.

6. Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации.

7. Восприятие всегда часть определенной деятельности. Поэтому оно активно в своей сущности.

8. Предметность. Благодаря предметности субъект может полагаться на свои образы и адекватно вести себя в тех или иных предметных ситуациях. Предметность — это свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету.

9. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции .

Восприятие — это сложный и многомерный психический процесс. Поэтому существует несколько его классификаций по различным основаниям:

1. по ведущему органу чувств в формировании субъективного образа (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое );

2. в зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства )

3. в зависимости от способа актуализации (произвольное и непроизвольное ). Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели (что-то воспринять, заметить, обнаружить. Формируется такой вид восприятия в период младшего школьного возраста. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно, стихийно. Оно актуализируется новизной, яркостью, необычностью и т.д.

4. Восприятие является одним из инструментов обеспечения социального бытия человека: общения и предметной деятельности. В соответствии с этим выделяют восприятие социальное и предметное. Социальное восприятие является одним из структурных компонентов общения. На его основе происходит ориентировка субъекта в элементах внешнего физического облика другого человека, во всех внешних проявлениях его внутренней психологической сущности. Предметное восприятие включено в структуру предметно-практической деятельности человека. Оно позволяет субъекту ориентироваться в свойствах тех объектов, на которые направлена его деятельность.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-то реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуру мозга, обеспечивающее функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Внимание - глубоко личностный процесс. Внимание нельзя отнести ни к познавательным, ни к эмоциональным, ни к волевым процессам. Оно является универсальным психическим процессом.

Общее состояние внимания, такая его характеристика, как устойчивость, связано, по-видимому, с работой ретикуляционной формации. Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которые располагаются в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго. Через ретикуляционную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей.

Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость, распределением, объемом.

1. Концентрация. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека. Концентрация зависит от значимости для субъекта предмета внимания и его психического состояния.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше осознание ее значения) и чем труднее деятельность(чем она менее знакома человеку), чем больше внимания отвлекающих раздражителей, тем более интенсивней будет внимание.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Колебания — периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений(тиканье часов то замечают, то нет). Наиболее длительные колебания наблюдаются при предъявлении звуковых раздражителей, затем — при осязательных. Важным условием поддержания устойчивости внимания является разумное чередование напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения с помощью специальных приемов.

4. Объем внимания — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого 5-7 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеет значение также характеристика объектов (однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта. Объем внимания является изменчивой величиной.

5. Распределение внимания определяется способностью человека одновременно выполнять несколько действий, рассредоточивая свое внимание между ними, способность контролировать несколько независимых объектов. Распределение внимания зависит от психического и физиологического состояния человека. При утомлении область его распределения обычно сужается. Распределения внимания очень важно в деятельности, которая предполагает выполнение одновременно нескольких действий.

6. Переключение — это процесс преднамеренного перемещения внимания с одного объекта на другой.

В зависимости от активности человека в организации внимания различают несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание — это сосредоточенность сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. К причинам вызывающим непроизвольное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость.

Произвольное внимание подчинено воле человека. Процесс удержания внимания на чем-либо (или ком-либо) и переключение его с одного объекта на другой осуществляется не стихийно, а преднамеренно. При этом человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы, прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в произвольном внимании возникает в ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. Произвольное внимание по происхождению и по сущности не природно, а социально. Это внимание является более сложным, чем непроизвольное. Оно формируется у ребенка на протяжении младшего школьного возраста.

Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. В дальнейшем отпадает необходимость в произвольном удержании внимания.