Добрухина Е.В. Игры и упражнения по развитию психических процессов (память, внимание, мышление) детей 5-6 лет (из опыта работы). — Введение

Введение

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов. Соответственно, ещё в дошкольном детстве, задолго до поступления в школу необходимо вести работу по формированию психических процессов, которые в дальнейшем станут основой прочных школьных знаний.

Психические процессы дошкольника (память, внимание, мышление, воображение, и др.) не могут формироваться стихийно. Для их развития необходима целенаправленная систематическая работа, как специалистов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), так и родителей.

Практика работы с детьми-дошкольниками показывает, что основная работа по подготовке к школе усиленно («массированно») начинается, как правило, в подготовительной к школе группе. Именно тогда на детей ложиться основная нагрузка – и педагоги-психологи, и логопеды, и учителя по обучению грамоте, да и сами воспитатели стараются  дать детям максимум знаний, умений, навыков. Добавим к этому и усилия родителей!

Таким образом, чтобы подготовка к школе носила плавный, логичный характер, без перегрузки в течение одного учебного года, целесообразно планировать работу по подготовке к школе уже в старшей группе. Именно в этой возрастной группе необходимо целенаправленно вести работу по развитию всех психических процессов (ведь известно, что возраст 5-6 лет является наиболее восприимчивым к различным педагогическим воздействиям, в т.ч. к развитию психических процессов).

Развитием памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия  и др. психических процессов в ДОУ традиционно занимается педагог-психолог. Однако, весьма продуктивна работа в этом направлении и воспитателей. Правда, если им предоставить специально разработанный (подготовленный специально для них) методический материал. При наличии такого материала воспитатели весьма охотно, в течение года, в повседневной деятельности с детьми занимаются развитием психических процессов. Кроме того, к концу учебного года, т.е. к началу подготовительной группы, дети имеют хорошую успешность в различных видах деятельности.

Ниже предлагается методическая авторская разработка «Игры и упражнения по развитию психических процессов (память, внимание, мышление) детей 5-6 лет». Игры и упражнения представлены в форме Заданий (заданий для воспитателя для работы с детьми старшей группы). Всего 15 заданий. Содержание Заданий представляет собой вербальные игры, упражнения, подобранные из различной литературы, а так же игры, упражнения, специально разработанные автором. При составлении Заданий учитывались специфи­ческие черты детского интеллекта: конкретность интеллектуальной деятельности, ситуативность, образность, тесная взаимосвязь слова и действия.

Особенностью Заданий для работы  воспитателя с детьми старшей группы (далее «Задания») является то, что для их проведения, со стороны воспитателя, не нужна ни какая специальная подготовка – не нужны пособия, литература и др. «Задания» — готовый «продукт» к реализации в практической педагогической деятельности. Во внутренней логики «Заданий» автором заложено усложнение материала, повторяемость (вариативность).

Цель «Заданий»: Развитие психических процессов детей 5-6 лет

Выполнение «Заданий» поможет решить следующие задачи :

    Развитие разных видов памяти. Развитие внимания (различных видов, свойств). Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления. Формирование элементов словесно-логического мышления (мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). Развитие слухового восприятия. Формирование общеинтеллектуальных умений (выделений существенных признаков, закономерностей, гибкость мышления и др.).  Формирование волевой сферы (личностное развитие). Формирование познавательной мотивации.

Таким образом, «Задания» нацелены на развитие как психических процессов (памяти, внимания, мышления), так и личностное развитие детей.

Рекомендации по проведению заданий:

  1. «Задания» проводятся в течение всего учебного года с детьми старшей группы (в период с сентября по май).
  2. «Задания» предоставляются (педагогом-психологом, старшим воспитателем) воспитателю 1 раз в две недели, т.е. каждое «Задание» прорабатывается воспитателем с детьми в течение десяти рабочих дней.
  3. Воспитатель прорабатывает с детьми содержание каждого «Задания» ежедневно в свободное время. Длительность – 7-10 минут.
  4. По мере накопления «Заданий» воспитатель повторяет с детьми ранее проработанный материал.
  5. «Задания» могут проводиться одновременно как со всей группой детей, так и с группой детей, испытывающих трудности в обучении (с низко успешными детьми).
  6. Если какое-либо задание оказалось слишком трудным для детей, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно – не отказываться совсем.

Кроме того, предложенные «Задания» могут быть использованы :

  1. В коррекционно-развивающей работе (воспитателя, педагога-психолога) со старшими дошкольниками (детьми шестого, седьмого годов жизни – старшая, подготовительная группы ДОУ).
  2. В работе с детьми дошкольного возраста 5-7 лет, не посещающими дошкольные образовательные учреждения (с целью подготовки их к школьному обучению).
  3. «Задания» могут быть рекомендованы родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию детей.

Представленные ниже «Задания» представляют собой многолетний опыт работы педагога-психолога с детьми по развитию психических процессов детей 5-6 лет.

Примечание

Эффективность реализации заданий «Заданий» подтверждена наличием высоких и хороших результатов психологического исследования детей подготовительной группы на начало учебного года. Ежегодно такие исследования проводятся в сентябре месяце в г. Южноуральске независимой комиссией, специалистами, педагогами-психологами, Центра психолого-медико-социального сопровождения.