Развитие мышления

Особенностью здоровой психики ребенка является познавательная активность Любознательность ребенка постоянно направлена. на познание окружающего мира и построение своей картины этого света Ребенок, играя, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости Чем активнее в умственном плане ребенок, тем больше он ставит вопросов и тем разнообразнее эти вопросы Она вынуждена оперировать знаниями, представлять и ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопросання.

При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально используя метод проб, но она уже может решать задачи в \"уме\" Она представляет себе реальную ситуацию и якобы действует в ней в с своем воображении Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном виц и Конечно, младший школьник может мыслить логически, но этот возраст сенситивный к обучению, опирающемуся на наглядностья на наочність.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций В Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка преобладает логика восприятия Она попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый м омент изменения предметеів.

Вместе с тем в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников Ж Пиаже же установило, что мышление ребенка в шесть-семь лет характеризуется \"концентрацией\" и несформированностью представлений о постоянстве основных свойств сказалвостей речей.

Безусловно, в современном обществе умственное развитие ребенка зависит от типа конструирования нового знания Оно строится взрослым, уже имеет сформированный интеллект Речь идет о научном знании (Ж Пиаже же) Интеллектуальное развитие определяется социальными факторами - индивид изменяется благодаря социальным отношенияминам.

Переход к систематическому обучению в школе, развивающего обучения меняет ориентировку ребенка в окружающих ее явлениях действительности Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины сви и ту, она начинает ориентироваться на общественно выработанные критерииї.

Развитие внимания, памяти, воображения

Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок учится владеть спец льным действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше Если в дошкольном возрасте игров а деятельность сама способствовала количественным изменениям в развитии произвольности (рост произвольности, которая проявляется в сосредоточенности и устойчивости внимания, продолжительности сохранения образов в памяти, обогащенная у ява), то в младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный произвольного характера Однако произвольность пи знавальних процессов у детей шести-семи, десяти-одиннадцати лет возникает лишь при условии максимального проявления волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственной им побужденияням.

Развитие внимания

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не исчерпывается интерес Если шести-семилетний ребенок занятий пятая важной для него игрой, она, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа Так же долго она может быть сосредоточена и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании и т.д.) Однако, и ки результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок Она будет отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастной, если необходимо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична а потому совсем не нравится и все же, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но такой, требующей умственного напряжения Отключение внимания спасает ребенка от переутомления Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в ходе занятия элем нтив игры и достаточно частой смены форм деятельностияльності.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует значительных усилий воли и организации высокой мотивации