Особенности развития памяти и внимания у детей 5-6 лет

Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием процессов непреднамеренного запоминания, воспроизведения и припоминания. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка.

Гораздо быстрее осваивается материал в игре. чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать - значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания.

Ребенок 5-6 лет уже может принять мнемическую цель, поставленную перед ним взрослым и, отчасти, самим собой в том случае, когда появляются первые попытки использовать специальные способы и средства запоминания и припоминания информации и этому благоприятствуют условия деятельности.

В экспериментальном обследовании принимали участие 40 детей (18 мальчиков и 22 девочки) старшего дошкольного возраста, посещающие старшую группу дошкольного образовательного учреждения № 94 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Изучение особенностей развития памяти и внимания детей 5-6 лет осуществлялось следующими методами: методика изучения слухоречевой памяти А.Р.Лурии, оценивающая развитие кратковременной речевой памяти ребенка-дошкольника; методика оценки визуальной кратковременной памяти Л.А.Ясюковой; тест Тулуз-Пьерона, оценивающий объем и качество произвольного внимания дошкольника.

Изучение особенностей развития произвольной слуховой памяти у детей 5-6 лет позволило установить, что количество запоминаемых слов, соответствующее диапазону значений ниже возрастной нормы, отмечается у 5% детей, в пределах нормы - у 75% детей и, наконец, выше нормы - у 20% детей старшего дошкольного возраста. Стоит отметить, что подавляющее большинство детей чаще всего запоминает и воспроизводит от 3 до 4 слов из 10 возможных слов.

Анализ зрительной кратковременной памяти установил, что значения ниже возрастной нормы отмечаются у 10% детей, в пределах нормы - у 65% детей и выше нормы - у 25% детей, причем среднегрупповое значение запоминаемых картинок равняется 6,45 из 16 возможных. Минимальные значения числа воспроизводимых картинок в изучаемой группе старших дошкольников соответствует 4, а максимальное - 9.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста существенно различаются по показателям как слуховой, так и зрительной памяти, но большинство дошкольников имеют показатели развития слуховой и зрительной памяти, соответствующие возрастным нормативам.

Анализ особенностей развития произвольного внимания у детей 5-6 лет показал, что коэффициент, отражающий точность выполнения теста, и, соответственно, степень концентрации внимания, в среднем по группе соответствует 0,89. Однако, как и в случае со слуховой и зрительной памятью, значения данного коэффициента в обследуемой группе также являются весьма вариативными. Так, минимальные значения коэффициента точности выполнения корректурной пробы равняются 0,5, а максимальные 1,0. Стоит отметить, что при значениях коэффициента в 1,0 ребенок не допускает ни одной ошибки, выполняя данное тестовое задание. Распределение детей в зависимости от соответствия полученных результатов возрастной норме позволило установить, что значения ниже возрастной нормы отмечаются у 45% детей, соответствуют норме - у 35% детей. Высокий коэффициент точности (качестве произвольного внимания) представлен у 20% детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, в целом в данной группе отмечается снижение концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев развитие кратковременной слухоречевой и зрительной памяти укладывается в диапазоны возрастных нормативов. Исключение составляет произвольное внимание. Его развитие у 45% детей оказалось ниже возрастной нормы.