Игры, развивающие память и внимание

Праздничные игры

НАЙДИ ИГРУШКУ

Цель игры: развить память, внимание, аналитические способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушка.

Завяжите глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет "спрятанную" игрушку.

ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ

Цель игры: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.

Необходимые материалы и наглядные пособия; стол, 10—15 различных предметов.

На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

ПОИСК ПО ПАМЯТИ

Цель игры: развить память, координацию, внимание.

Необходимые материалы и наглядные пособия: различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки). Желательно подготовить какой-нибудь приз.

Эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребенку.

Разложите все выбранные игрушки на полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска.

Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем раскидать все предметы. Во-вторых, можно сократить время поиска. В атом варианте ком-пата должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

НАТЮРМОРТ

Цель игры: развить зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: поднос или большая пластмассовая тарелка, 5—10 небольших предметов, которые можно разложить на этом подносе.

Сядьте за стол, поставьте на него поднос и разложите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребеиокдолжеп запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а ваш малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

Третий вариант этой игры рассчитан на участие в ней; большего количества участников. Все предметы в этом случае передаются по кругу, и каждый участник должен назвать одно определение, характеризующее этот предмет. Последний игрок должен высказать окончательное предположение о том, что это за предмет. Если он затрудняется, то ему должны помочь остальные участники игры.

Каждый новый круг должен начинаться с нового человека, чтобы окончательное решение каждый раз высказывал новый участник.

ПЕРЕВЕРТЫШ

Цель игры: развить речь, внимание, умение сосредоточиться, мышление.

Суть этой игры состоит в произнесении слов по буквам, и наоборот. Ее можно проводить как в компании, так и наедине с вашим малышом.

Методические указания: начинать эту игру лучше с небольших слов (из 3 — 4 буки), постепенноувеличивая их количество в слове. Параллельно с увеличением количества букв нужно увеличивать скорость их произнесения.

Если ваш ребенок уже знает алфавит, то можно попрактиковаться в его быстром произнесении. Сначала в прямом, затем в обратном порядке.

СЛОВЕСНЫЙ ХУДОЖНИК

Цель игры: развить память, внимание, речь, расширить словарный запас, творческое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картина или репродукция.

Суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины.

Предложите вашему ребенку рассмотреть и запомнить выбранную вами картину. Если эту игру вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что га пей нарисовано.

Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной.

Методические указания: дня первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты.

В эту игру можно внести творческий момент, если после ее окончания и подробного анализа попросить вашего малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и уже самому это нарисовать.

ЛЮБИМЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ

Цель игры: развить память, внимание, творческие способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: хорошо знакомый вам и вашему ребенку мультфильм па видеокассете или DVD.

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм.

Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1 — 2 минуты). Просмотрев его, попросите вашего малыша пересказать вам содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие вопросы, акцептируйте его внимание на отдельных деталях.

Затем расскажите ему о том, что сейчас вы снова включите мультфильм, но при этом отключите звук. И реплики всех персонажей нужно будет произносить ему самому. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных героев. Если какие-то из них забыл, то нужно тут же их придумать.

Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, пеоед этим просмотрев мультфильм повторно.

ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЕ ЗЕРКАЛО

Цель игры: развить внимание, координацию, умение сосредоточиться. Игра способствует общению и пониманию.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья, количество которых соответствует количеству участников игры.

Сначала в этой игре необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (сначала даже лучше, если это будет кто-то из старишх). Ребята усаживаются па стулья в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен будет показать какое-нибудь новое (например встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры — ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего. Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, и затем вовремя и правильно его повторить.

ГОРНАЯ ТРОПИНКА

Цель игры: развить внимание, память, умение концентрироваться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: 2 листа бумаги и 2 карандаша.

В этой игре могут принимать участие, как минимум, два игрока.

Всем участникам раздаются листы бумаги и карандаши. Каждый самостоятельно рисует свою тропинку. Главное условие: она должна состоять из ровных линий. Количество этих линий может быть различным. Начинать можно с 5 линий, постепенно усложняя до 10—20.

После того как ребята нарисовали свою тропинку, нужно разделиться на пары (если количество игроков больше 4). В каждой паре выбирается участник, который будет первым начинать игру. Этот ребенок (или взрослый), прикрывая свой рисунок руками, должен словами его описать (например, первая линия идет наверх, вторая — влево, третья — вниз, четвертая — влево, пятая — наверх). Второй участник должен запомнить этот рисунок, не записывая его. Если с первого раза он не запомнил, то можно еще раз повторить. После этого он должен проговорить рисунок этой тропинки, но в обратном порядке.

После того как это задание выполнено, ребята меняются ролями. Теперь первый участник запоминает тропинку, а второй участник ее описывает.

ЭМОЦИИ (первый вариант)

Цель игры: развить внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации.

Необходимые материалы и наглядные пособия: 6 карточек, на которых должны быть схематично изображены различные состояния человека. Например, радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.

Этот вариант более простой. Все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают тс чувства, которые изображены па карточках. Ребенок должен внимательно слушать, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это состояние. В этой игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.

ЭМОЦИИ (второй вариант)

Цель игры: развить внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации.

Необходимые материалы и наглядные пособия: 6 карточек, на которыхдолжны быть схематично изображены различные состояния человека (например, радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость). Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек.

Ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей эрудиции.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПАЗЗЛЫ

Цель игры: развить внимание, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, аналитические способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, небольшой рассказ из нескольких предложений.

Эту игру можно проводить как в два, так и в один этап. Сначала разберем двухэтаппую игру. Перпый этап в ней включает подготовительную часть работы.

Дайте ребенку цветные карандаши и чистый лист бумаги. Предложите ему нарисовать какой-нибудь рисунок. Когда он выполнит это задание, разделите рисунок на равные части (например, на 9 частей). Возьмите ножницы и предложите ребенку самому разрезать картинку. Следите, чтобы он правильно пользовался ножницами и не поранился.

Затем предложите ему отдохнуть, а сани в этот момент на обратной стороне элементов рисунка напишите приготовленный заранее текст — по одному предложению на каждом элементе. Причем располагаться предложения должны так, чтобы ребенок, сложив их в правильный текст и перевернув, получил свою картинку.

Второй вариант проще по скорости выполнения. Картинку здесь ребенок не рисует. Вам нужно самим ее найти. Это может быть старая раскраска или какие-нибудь иллюстрации.

Дальнейший ход игры как в первом варианте.

НАЙДИ ОШИБКУ

Цель игры: развить внимание, память, аналитические способности, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: небольшая сказка или рассказ. Можно использовать отрывок из хорошо известного произведения или сказку, но с внесенными в нее некоторыми изменениями.

Объясните ребенку, что сейчас ему предстоит прочитать сказку (или рассказ), стараясь как можно лучше его запомнить. На первых порах читать можно вместе и вслух. Если ваш малыш совершает ошибки при чтении, сразу исправляйте его и пытайтесь совместно проанализировать и найти их причину. Когда он освоит первый рассказ (на это уйдет от 5 до 10 минут), вы должны убрать его и предложить ему второе произведение. Предварительно нужно предупредить, что второй рассказ будет очень похож на первый, но в нем будут некоторые изменения, которые вы вместе должны обнаружить. В первых играх они могут быть самыми незначительными, например можно заменить или убрать одно слово. В дальнейшем их количество может увеличиваться. Если ребенок не справляется и не может сам найти ошибку, ему нужно помочь: вспомнить предыдущий текст, обратить его внимание на то место, где должна быть ошибка.

С каждым новым проведением это игра должна проходить все более самостоятельно для малыша, и ваша помощь становиться минимальной.

ЗАБЛУДИВШИЕСЯ БУКВЫ

Цель игры: развить внимание, умение сосредоточиться, расширить словарный запас.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаш, ножницы или карточки с буквами.

В этой игре ваш ребенок должен составить слова из букв, которые вы должны расположить в хаотичном порядке. В этой игре очень удобно использовать карточки с буквами. Если у вас пет готовых, вы легко их сможете изготовить сами и даже привлечь к этому ребенка.

Если ваш ребенок еще совсем мал, то вам нужно составлять слова небольших размеров и буквы необходимо располагать в линию. Если же он уже хорошо читает, то можно подбирать уже слова из 7—8 букв и располагать буквы по кругу.

Причем слово можно выкладывать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении.

КОЛЕЧКО ПО КРУГУ

Цель игры: развить внимание, наблюдательность, координацию движений.

Необходимые материалы и наглядные пособия: кольцо (или любой небольшой предмет в форме кольца), веревка.

Это групповая игра, и количество участников в ней может достигать 20 человек. Сначала выбирается ведущий, которого затем заменит следующий участник. Все остальные встают в круг и держатся за веревку (ее концы надо аккуратно связать), па которую надевается кольцо так, чтобы оно могло свободно передвигаться. На несколько секунд ведущий закрывает глаза. В это время кто-то из участников должен зажать кольцо в своей руке. Когда ведущий откроет глаза, он должен догадаться, у кого в руке находится кольцо. Когда он сделает выбор, он должен подойти к тому участнику и попросить его разжать кулак. Если кольцо окажется у этого игрока, он выбывает из круга и становится водящим. Предыдущий водящий встает па его место. Если же он не нашел кольца, то поиски продолжаются.

В это время кольцо не должно прекращать свое движение, оно должно постоянно передвигаться от одного участника к другому.

ЖИВОПИСЦЫ

Цель игры: развить внимание, восприятие формы предмета, аналитические способности, координацию.

Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка.

В этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой — его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером должны закрыть глаза. В это время участники под первым номером должны движением пальцев начертить на их спине какой-нибудь рисунок. Он может проделать это несколько раз. После того как он закончит рисунок, первые участники по очереди должны изобразить тот предмет или ситуацию, которую нарисовали на их спинах. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а второй участник не должен подсказывать. Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.

"ВЧЕРА Я СЪЕЛ ТАРЕЛКУ СУПА"

Цель игры: развить внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличить словарный запас.

Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка.

Эта игра идеально подходит как для праздников с большим количеством участников, так и для ваших индивидуальных занятий с малышом.

Первый участник произносит начальную фразу. Если вы играете с малышом вдвоем, предложите придумать ее вашему ребенку. Она может быть логически построенной (например "Вчера я съел тарелку супа")либо представлять собой набор слов. Последний вариант возможен лишь для детей постарше после освоения логически построенных фраз. С маленькими детьми следует начинать не с фразы, а с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы в конечном счете начинать игру с фразы. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое. Третий участник должен повторить фразу уже с прибавленным к нему новым слоном, добавив к нему свое, и т. д.

Победителем считается тот участник, который последним правильно произнесет самую длинную фразу.

УРА!

Цель игры: развить внимание, память, навыки счета.

Необходимые материалы и наглядные пособия: помещение с расставленными по кругу стульями, негромкая музыка.

В этой игре может принимать участие достаточно большое количество участников, но есть одно условие: игроки должны уметь считать, как минимум, до 100.

Суть этой игры заключается в порядковом счете, начиная с 1. Особенность ее в том, что определенные цифры пропускаются и вместо них проговаривается другое слово. В нашем случае нужно прокричать слово "ура!". Цифры могут пропускаться самые разные. Например, они могут быть кратные 10 (или 5), тогда те участники, которым придется произносить числа 10, 20, 30, 40 и другие (или 5, 10, 15, 20 и т. д.), вместо них должны будут прокричать "ура!".

Возможен другой, более простой вариант игры. В этом случае выбирается один участник, который вместо тех же самых цифр всегда будет произносить другое слово.

Усложнять эту игру можно за счет скорости и добавления новых слов. Например, произносить слово "ура!" вместо цифр, кратных 3 или 4.

СЛЕПЫЕ ХУДОЖНИКИ

Цель игры: развить внимание, воображение, память, координацию, воображение, образное мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги и карандаши, соответствующие количеству участников.

Раздайте всем участникам бумагу и карандаши. Попросите всех закрыть глаза или завяжите их. Затем расскажите, что сейчас всем предстоит с закрытыми глазами нарисовать ту картину, которую вы им опишете.

По вашей команде все берут в руки карандаши, и вы постепенно объясняете каждую часть картины. Например, вы хотите, чтобы они нарисовали речной пейзаж. Для этого вы просите нарисовать следующие элементы: речку, протекающую справа налево па вашей картине, на берегу, который ближе к вам, надо нарисовать иву (или какое-нибудь другое дерево), на правом берегу — поле, а за ним небо и солнце, па небе нарисовать одно облачко. Когда вы опишете всю картину и ребята закончат рисовать, развяжите им глаза. Теперь все вместе оценивают картины друг друга и выбирают самые удачные. Те картины, которые покажутся самыми непонятными, их авторы должны будут прокомментировать и как-то оправдать то, что там нарисовано.

Если эта игра дается с трудом, ее можно облегчить. Для этого надо попросить нарисовать эту же картину сначала с открытыми глазами, а уже затем с закрытыми.

ИМЯ И ФАМИЛИЯ

Цель игры: развить внимание, мышление, речь, расширить словарный запас.

Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка.

Суть этой игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на вопрос "Где ты была прошлым летом?" — Максимова Елена может ответить: "Ездила в Москву", а Куприна Света — "Купалась в Сочи".

Методические указания: вопросы могут быть самыми разнообразными. Если кому-то с трудом даются ответы на буквы его фамилии, можно придумать и новое имя, и фамилию.

ПОТЕРЯННЫЕ БУКВЫ

Цель игры: развить внимание, мышление, речь, аналитические способности, улучшить знание алфавита.

Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая музыка.

В ходе игры перечисляются буквы алфавита в прямом и обратном порядке.

До того как вы начнете играть, необходимо сделать 2 подготовительных упражнения. Сначала нужно попросить ребенка проговорить весь алфавит от буквы "А" до "Я". Если у вашего малыша возникают затруднения, сначала пусть расскажет, держа перед глазами написанный или напечатанный алфавит.

В следующем упражнении нужно проговорить все буквы от "Я" до "А".

Сама игра имеет 2 варианта. Первый заключается в произнесении алфавита в прямом и обратном порядке, но с пропущенными буквами (гласными или согласными).

Второй рассчитан на слуховое восприятие. Здесь уже вы зачитываете алфавит (как в прямом, так и в обратном порядке), а ваш ребенок должен сказать, пропустили вы буквы или нет, а если да, то какие. Этот вариант сложнее даже для неподготовленных взрослых. Поэтому ребенку он предлагается в том случае, если тот успешно прошел все предыдущие варианты.

НОГИ

Цель игры: развить внимание, образное мышление, восприятие формы, качества предмета.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тихая, спокойная музыка.

В этой игре могут принять участие как 2 участника, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живые существа или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.

Примерные варианты:
  • 2 ноги — человек, тележка па 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.;
  • 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах;
  • 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

ШИФРОВАЛЬЩИК (первый вариант)

Цель игры: развить внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: карточки с буквами алфавита. Придуманные заранее слова-перевертыши.

Перед началом вам необходимо придумать слова, с которыми вы будете работать. Для детей младшего возраста они должны быть небольшими — из 3—4 букв. Для ребят постарше можно использовать слова из 5—6 букв. Затем вам нужно в этих словах переставить местами некоторые буквы. Опять-таки для малышей (и в первых играх для других детей) это должны быть незначительные изменения.

Усадите ребенка за стол и расскажите, что мы будем расшифровывать запутанные слова. Затем выложите из карточек с буквами задуманное слово с какой-нибудь ошибкой. Например, слово "слон" можно выложить как "снол". Ребенок, переставляя карточки, должен догадаться, что за слово вы задумали, найти ошибку и исправить ее.

Если ваш малыш затрудняется в своих поисках, вы можете ему помогать, задавая наводящие вопросы и делая некоторые подсказки. Например, в нашем случае вы можете сообщить, что это животное, и попросить его перечислить тех животных, которых ом знает. Затем можно уточнить, что это животное большого размера.

Если ребенок быстро и самостоятельно выполнил задание, его можно чем-то поощрить.

ШИФРОВАЛЬЩИК (второй вариант)

Цель игры: развить внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова-перевертыши.

Отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен выяснить задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок.

ЧТО СКАЗАЛ НАМ РАК?

Цель игры: развить внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш.

Перед началом игры расскажите вашему ребенку о том, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, каклюди,а наоборот, задними конечностями вперед.

В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.

Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.

Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобится несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Цель игры: развить внимание, воображение, логическое и творческое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: карточки с изображением различных предметов, животных.

Усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется в ответе, помогите ему наводящими вопросами.

ХОЛОДНЫЙ — ГОРЯЧИЙ

Цель игры: развить внимание, быструю реакцию, мышление, расширить словарный запас.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

В этой игре принимают участие несколько человек. Ее суть заключается в том, чтобы ребята как можно быстрее нашли антоним к заданному слову. Например, горячий — холодный и т. д. Первые игры можно проводить с совместным обсуждением и вашими подсказками. В дальнейшем количество под-сказокдолжио уменьшаться, и игра должна становиться менее коллективной. Когда ребята уже влолне освоятся с заданием, в игру можно включать мячик. Ведущий должен кидать его каждому участнику, называл при этом какое-то слово. Игрок должен его отбить и назвать антоним к заданному слову.

Тот участник, который совершил меньше всего ошибок, считается победителем и получает какое-нибудь поощрение.

ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ

Цель игры: развить внимание, сосредоточенность, аккуратность, слуховое восприятие, умение выделять первый слог в слове и соотносить его с первыми буквами из других слов, развить цветовое восприятие.

Необходимые мшпериалы и наглядные пособия: тетрадь из 9 листов (если в игре участвует несколько детей, то количество тетрадей будет соответствовать количеству детей). В этой тетради необходимо нарисовать кружочки: на первых трех страницах — 9 кружочков (3 ряда по 3), на следующих четырех — 16 кружочков (4 ряда по 4), на последних двух — 25 кружочков (5 рядов по 5); 2) 40 кружочков каждого цвета: красного, синего, зеленого, желтого, черного.

Вначале нужно сообщить ребенку о правилах и главной цели игры. Услышав слово, которое вы произнесли, он должен выделить в нем первую букву и соотнести ее с первой буквой слова, обозначающего один из представленных цветов. Так, например, если слово начинается с буквы "К" (крокодил), то нужно выложить красный кружочек. Раскладывать необходимо начинать с левого угла верхнего ряда. На эту игру можно отвести 3—4 занятия. Если возникают какие-то трудности, то вначале можно немного сильнее выделять первую букву. Примерные варианты последовательностей слов:
  • 1 —3-я страница: красивый (закат), запретный, короткий (канат), крепкий (зонт), завистливый, конечный;
  • 4—7-я страница: чертить, сидеть, жаловаться, копать, стараться, заниматься, черпать, красить, смотреть, желать, жалеть, заболеть, задуматься, кататься, засмотреться, сниться;
  • 8—9-я страница: желудь, корова, черепаха, крокодил, чай, синица, канарейка, заяц, жираф, стол, стул, кровать, комната, карусель, зарубка, чайник, стакан, сок, зефир, светильник, кофе, сахар, журавль, завтрак, желание.

ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ

Цель игры: развить внимание, наблюдательность, аналитические способности, образное мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги и карандаши для каждого участника игры.

Всем участникам раздаются карандаши и чистые листы бумаги, объясняются правила игры, которые заключаются в следующем: каждый участник игры на своем листке начинает рисовать портрет одного из присутствующих либо того, кого все хорошо знают. Но, запоминая свою задумку, до конца никто не дорисовывает и передаст своему соседу по кругу до тех пор, пока рисунок не вернется к первоначальному владельцу. Затем каждый по очереди рассказывает о том, что он хотел нарисовать, и пытается расшифровать тот рисунок, которым дошел до него.

В этой игре нет победителей и проигравших, так как она поднимает настроение и укрепляет командный дух.

Источник: "Большая книга праздников для малышей" Н.В. Гришечкина