Глава VIII

ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем восприятии прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память - своеобразная основа важнейших проявлений психической деятельности человека.

Амнезия - отсутствие памяти. Основная функция памяти состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации.

Именно память, а не внимание, как это традиционно принято считать, обеспечивает выполнение функции "внутреннего контроля" и "активного регулирования протекания психических процессов", сохраняя эталонный образ, включающий "образец" достижения цели и оптимальное состояние психических процессов, который необходим для сравнения и контроля наличного образа.

С древнейших времен ученые стремились познать механизмы памяти. Память есть функция души, без которой жизнь вообще невозможна. Всякое состояние живой материи оставляет в ней след, а оживление этого следа, оставляемого материей, есть память. Связь памяти с деятельностью ума очевидна.

В. Вундт говорит: "Понятия фантазии и разума, как и понятие памяти, обозначают неоднородные силы и способности. Память есть общее понятие".

137

По Джемсу, память есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредствейно сознаваться нами, или знание о событии и факте, о котором в данную минуту мы не думаем, и которое, сверх того, сознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом. Это - копия, оживание в сознании образа минувшего явления. Процесс памяти состоит из двух элементов: запоминания известного факта и припоминания или воспроизведения того же факта.

Причиною обоих процессов служит закон приучения в нервной системе. Нервные пути, служащие для запоминания и припоминания, или воспоминания, не тождественны.

Таким образом, память всецело зависит от свойств нервных путей, от числа их и от устойчивости этих путей, то есть является, по Джемсу, функцией мозга.

Припоминание есть активный процесс, совершается при помощи усилия, с направлением раздражения в тот след, который находится в подсознании минимального раздражения, и чем свежее след, тем быстрее и легче совершается припоминание.

Иногда нужно бывает повторное усилие для концентрации раздражения до известной интенсивности, способной преодолеть косность нервных путей. По Немезию, память есть особая функция души, мнемоневти-кон, и есть способность запоминания и воспоминания.

Ориген считает, что память есть фантазия, покинутая чувством, а Платон называет память спасением чувства и мышления. Чувственное восприятие становится мнением (докса), а умственное восприятие становится мышлением (ноэзис). И мнение, и мышление оставляют отпечатки, и это называется помнить, вспоминать.

Воспоминание означает, что было забвение. Орган памяти, по Немезию, - задний желудочек мозга и мозжечок.

Следы, или энграммы, накапливаются в коре головного мозга, но акт воспоминания, по Хасковцу, есть акт таламуса, который собирает следы явлений, помещенных в коре головного мозга, напоминающей библиотеку.

138

Память сердца

Древнецерковное учение о памяти можно найти у Никодима Агиорита. Душа имеет карту, где записывается все, что приходит от внешних чувств. Эта карта души подобна восковой табличке (tabula rasa схоластов и Локка) и все чувства оставляют на ней отпечатки. Фантазия также запечатлевает на карте свои чувственные образы. Фантазия пользуется картой души для воспроизведения отпечатков чувств, своих собственных образов и для комбинации новых образов.

Карта души называется еще компасом фантазии, так как является субстратом репродуктивной деятельности не только памяти в виде воспоминания, но и в виде воображения (фантазии).

Карта души является вместилищем всех ощущений, восприятий, представлений, понятий и фантастических образов, то есть всего индивидуального опыта человека, внешнего и внутреннего, другими словами, является универсальным органом энграфирования, рецептивности и чувственного созерцания. Так как древнецерковная антропология помещает карту души в сердце, то можно говорить о памяти сердца, в отличие от головной памяти, единственно признаваемой современной наукой.

Таким образом, и здесь мы встречаем параллелизм деятельности головы и сердца: оба центра являются вместилищами энграмм. Память сердца глубже и обширнее, так как вмещает и невидимый мир, и сверхиндивидуальный опыт человечества, "коллективную душу" и коллективное сознание.

Память головная - это множественная, многообразная память, по Каллисисту и Игнатию, вмещающая в себя вещи дифференцированного мира. Это мирская память, по Исааку. Сердце имеет и другую, простую Божью память.

Ориген утверждал, что потеря памяти зависит от расстройства сердца. Это станет понятным, если признать существование сердечной памяти.

Рефлексология

Память, внимание, воображение составляют три основных фактора психической жизни, протекающей

139

по типу ассоциаций, ложась в основу мнемического энграфирования вообще.

Условно-сочетательный рефлекс, по Павлову и Бехтереву, есть один из способов энграфирования. В лабораторных условиях у животного прежде всего мобилизуется внимание, а повторение рефлекса обусловлено памятью и воображением. В процессе опытов Павлова в лабораторных условиях образуются самые причудливые комбинации, как, например, слюнотечение у собаки от звука камертона, электрического звонка, запаха камфары, прижигания кожи и т.д. Эта ассоциативность неисчерпаема.

Павлов говорит, что весь мир со всеми его раздражителями можно связать с деятельностью слюнной железы, что позволяет судить о диапазоне отпечатляемости и эмпатии животного организма. Бросается в глаза искусственность образующихся здесь комплексов. Что общего между звуком камертона, прижиганием кожи и слюнотечением?

Бехтерев пытался свести все многообразие и своеобразие духовно-душевных явлений к этим элементарным, ассоциативным, условно-рефлекторным психическим феноменам, и построил вместо психологии свою тяжеловесную рефлексологию, в которой не хватает самого главного: простоты и убедительности. Это одна из крупнейших попыток научного отрицания духа. Но Павлов свободен от такого упрощения человеческой психики.

Анамнез

По Платону, знание есть припоминание того, что душа видела и испытала, или чему свидетелем была до своего воплощения в теле.

В телесной жизни эта память, Мнемозина, остается латентной субстанцией. В интроверзии, в концентрации ума эта память пробуждается, давая сведения о бытии невидимого мира, о прошлом и будущем в созерцании.

Эта аскеза памяти, носящая название аутопсии, составляет одну из особенностей платоновской медитации.

Человеческая душа заключает в себе как бы систему энграмм о потустороннем и, может быть, образы

140

Схема 43. Процесс запоминания информации