Локализация.

При том, что все описанные симптомы наиболее отчетливо проявляются при двустороннем поражении передних отделов лобных долей мозга, унилатеральное расположение очага вносит свои особенности. При поражении левой лобной доли особенно отчетливо выступает нарушение регулирующей роли речи, обеднение речевой продукции, снижение речевой инициативы. В случае правополушарных поражений наблюдается расторможенность речи, обилие речевой продукции, готовность больного квази-логически объяснить свои ошибки. Однако независимо от стороны поражения речь больного утрачивает свои содержательные характеристики, включает в себя штампы, стереотипы, что при правополушарных очагах придает ей окраску "резонерства". Более грубо при поражении левой лобной доли проявляется инактивность; снижение интеллектуальных и мнестических функций. Вместе с тем локализация очага поражения в правой лобной доле приводит к более выраженным дефектам в области наглядного, невербального мышления. Нарушение целостности оценки ситуации, сужение объема, фрагментарность – характерные для правополушарных дисфункций ранее описанных мозговых зон в полной мере проявляются и при лобной локализации патологического процесса.

Основные понятия нейропсихологии: симптом, синдром, фактор.

Нейропсихология- молодая область научного знания, возникла в 40г ХХв и основной понятийный аппарат был разработан в те же годы. Основным понятийным аппаратом нейропсихологии являются понятия: фактор, симптом, синдром. Эти понятия были разработаны А.Р. Лурия (фактор, синдром). Другие же понятия (симптом) были им углублены.

А.Р. Лурия по-другому подходит к толкованию понятия симптом и взамен чисто медицинского представления он предложил психологическое понимание этого термина.

Предмет нейропсихологии - особенности нарушения психических процессов состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Таким образом, центральная теоретическая проблема - проблема мозговой организации (локализации) ВПФ. При этом ВПФ понимаются как сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Они обладают 3 основными характеристиками: 1) формируются прижизненно; 2) опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно речью) и 3) произвольны по способу осуществления.

Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое неаппаратурное нейропсихологическое исследование - «луриевские методы». Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике.

задачи клинического нейропсихологического обследования больного можно объединить в два связанных между собой класса: 1) дифференциальная топическая диагностика и 2) описание структуры нарушений психических функций на основе синдромообразующей составляющей в виде указания на нарушение фактора (факторов), лежащего в основе их дефицитарности и функциональных перестроек.

- экспериментальная

Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. (тоже Лурия)

- реабилитационное направление

Восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ. Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных функциональных систем с опорой на сохранные функции).

- нейропсихологическая психодиагностика

Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие - определение профиля латеральности.

Метод - синдромный анализ.

НП - Это наука о роли отд. мозговых зон в поведении в целом. + наука о связи мозга и поведения (т.е. изучает не болезнь). Ее задача- выявл. в чем именно закл. этот вклад; какие услов\факторы внос. кажд. уч-ток в протек. псих. процессов и как они пораж. при травмах разл. уч-ков мозга. Ее методом является синдромальный анализ - явления душевной жизни рассматриваются во взаимосвязи, в динамике развития, в определенной иерархии) Основ. ее пробл: а) локализации (выяв. и классиф. разл. областей и зон м. облад. специф. механ. работы, а также их вклад в протек. псих. ф-ций; б) проблема метода (нахож. методики, позвол. измен. и протекан. разн. пф; в) пр. объекта исследов.(исслед. нормы, детей и тд).

Синдром - закономерное сочетание симптомов симптомокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов). Изменение псих. функций при б-ни рассматривают в 2-х планах. дефицитарная симптоматика и продуктивная симптоматика (новообразования не имеющие адаптивного значения - галлюцинации и тп) НП синдром - закономерное сочетание НП симптомов, связанный с выпадением 1 или нескольких факторов.Синдромный анализ - анализ НП симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных НП симптомов. Таки образом синдромный анализ включает в себя как бы ряд этапов:

1. Выявление симптомов нарушения разных психических функций.

2. Квалификация симптомов, то есть поиск той причины или того нейропсихологического фактора, который лежит за этими симптомами. После нахождения причины мы можем сказать, что симптомы объединяются в нейропсихологический синдром. Они закономерно сочетаются в нейропсихологическом синдроме.НП фактор - понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры /уч-ка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.Симптом - внешние проявления б-ни. НП симптом - нарушение псих. ф-ции в следствии локал. пораж. гол. мозга (при этом выдел. первичн. нп симп. как наруш. непоср. связ. с наруш. определенного фактора и вторич- возн. как системное следствие первичн. нп по з-нам системной взаимосвязи с перв.; нп синдром- закономерное сочет. нп симптомов, связ. с выпад. 1 или неск. факторов. Фактор - это а) принцип физиолог. деят. опред. м. структуры наруш. кот. привод. к появл. нп синдрома или б) продукт деятельности дифференцированных зон мозга, кот. одновременно является составляющей частью различных псих. процессов.Типы факторов. 1. произвольной регуляции деятельности (мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция); 2. кинетический (движения души и тела); 3. кинестетический (обратная афферентация - предметные движения, кот. ориентированны на св-ва предметов; 4. пространственного анализа и синтеза; 5. зрительный анализ и зрит. память; 6. слухового анализа и синтеза; 7. энергетического обеспечения активности (функциональные состояния - отдельные стволовые структуры); 8. нейродинамика (смена и баланс возб. - торможение); 9. межполушарного взаимодействия

Симптом – это нарушении функции (симптомом может быть нарушение речи, письма, чтения), но сам факт симптома не является достаточным для определения локализации очага поражения мозга. Медицинское понимание стоит на позиции узкого локализационизма. Лурия говорит, что установить очаг поражения мозга можно только в том случае, если мы квалифицируем симптом.

Квалификация симптома означает выяснение механизма (причины) нарушения функции. Если нарушается речь, важно установить, с чем связано нарушение речи: с нарушением артикуляции, слуха и т.д. Та причина, которая стоит за нарушением функции связана с нарушением определенного фактора.

Фактор – это принцип психофизиологической деятельности определенных участков мозга. Фактор – это собственная функция той или иной мозговой структуры, определенный принцип ее работы. Лурия выделил 7 факторов:

1) Фактор зрительного анализа и синтеза, связан с работой затылочных отделов мозга.

2) Фактор слухоречевого восприятия (фонематический фактор), связан с работой верхних височных отделов мозга.

3) Фактор слухоречевой памяти, связан с работой средних височных отделов мозга.

4) Кинестетический фактор связан с работой постцентральных отделов мозга.

5) Пространственный фактор (пространственный и квазипространственный анализ и синтез), связан с работой теменных отделов мозга.

6) Сформированность внутренней речи.

7) Объем вребально-акустического восприятия и сохранность зрительных образов-пердставлений (височные отделы левого полушария)

8) Неспецифич: спонтанность – аспонтанность, активации – инактивации, инертность – подвижность.

9) Полушарные факторы: осозн – неосозн, суксц, - симульт, проивольн – непроизвольн. абстракт – конкр..

4 и 5 фактор связаны с работой лобных отделов мозга.

Лурия придерживался того мнения, что ВПФ являются функциональной системой. Это значит, что когда происходит нарушение какого-либо фактора, то возникает нарушение в целой группе психических процессов, в состав которой входит данное нарушенное звено Такое сочетанное нарушение одного и того же фактора Лурия назвалнейропсихологический синдром. Синдром – избирательное нарушение одной группы психических процессов, в которую входит один и тот же фактор и сохранность др. психических процессов, куда этот фактор не входит.В нейропсихологическом синдроме существует жесткая иерархия симптомов. Есть первичные и вторичные симптомы.

Первичный симптом – это симптом, который является непосредственным следствием нарушения определенного фактора. Например, нарушен фонематический фактор – первичным симптомом будет нарушение слухоречевого восприятия.

Вторичный симптом – системное следствие нарушения данного фактора. Например, нарушение понимания устной и письменной речи, нарушение письма, самостоятельной речи, устного счета.

Симптом – это нарушение той или иной психической функции, которая каждый раз будет нарушаться по-разному, в зависимости от того, какой фактор лежит в основе ее нарушения, что в свою очередь зависит от топики поражения мозга.

Изучение нейро-ψских синдромов через фактор Лурия наз. ФАКТОРНЫМ АНАЛИЗОМ.Типы факторов:

1) модально-специфические- связаны с работой соот-ющих анализаторных систем.Выпадение их лежит в основе ряда синдромов:поражение затылочных, теменно-затылочных,теменных,премоторных отделов обоих полушарий.

2) Модально-неспецифические- связаны с работой неспецифических структур мозга,вкл. группу факторов,связанных с работой неспецифических систем.Нарушения их приводят не к структурным,а к динамическим расстройствам психических ф-ций.

3) Ф,связанные с раб.третичных обл.коры.Наруш.взаимодействия разн.анализаторных сист.

4) Полушарные ф- связаны с работой левого и правого полушарий как целого.

5) Ф.межполушарного взаимодействия- определяют хар-р взаимодействия правого и левого полуш.Нарушение их взаимодействия может проявляться в виде угнетения 1полушария другим.

6) Общемозговые ф- связанные в действии общемозговых процессов-(биохимич.проц.,кровообращение и т.д.).Определяют состояние мозга как целого.

В настоящий момент изучаются факторы,связанные с функционированием глубинных структур мозга.Нарушение факторов приводит к появлению целостного синдрома,в которм нарушение разных психических ф-ций имеет общее основание.

Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотров: 348 | Нарушение авторских прав