12 Рефлекторный характер психики

Ученые, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушений его деятельности Существенным пидгр почве этих взглядов были наблюдения за больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ранения или заболевания У таких больных наблюдаются различные нарушения психической деятельности и: страдают зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т.п. Однако установление связи психической деятельности с деятельностью мозга стало лишь первым шагом на пути научного исслед ения психики Но эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельностиості.

Обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде двух ее крупных представителей - И МСеченова и ИППавлова

В своем труде «Рефлексы головного мозга\" (1863) ИМСеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым - на всю психическую деятельность человека Он показал, что \"все акты созна Омогой и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы \"Это была первая попытка рефлекторного понимания психики Детально анализируя рефлексы головного мозга человека, ИМ Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено - внешний раздражитель и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозга и возникновение на этой почве психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено ^ - внешнее движение ИМ Сеченов отмечал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не мо же быть отделена от двух других звеньев (внешнего раздражителя и действия-ответы), которые являются его естественным началом и концом Поэтому все психические явления - это неотделимая часть всего рефлекторного процесса Положение ИМ Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важное значение для научного понимания психической деятельности Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних х воздействий, ни от действий человека Она не может быть только субъективным переживанием: если бы это было так, то психические явления не имели бы никакого реального жизненного значенияального життєвого значення.

Последовательно анализируя психические явления, ИМСеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостную ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируется головным мозгом ком человека Рефлекторный принцип психической деятельности позволил ИМСеченову сделать важный в научном плане вывод о детерминированности, причинную обусловленность всех действий и поступков человека внешними в плывем При этом он предупреждал против упрощенного понимания действий внешними условиями, отмечая, что здесь имеют значение не только внешние воздействия, но и вся система предшествующих воздействий на человека, весь й й предыдущий к своемудосвід.

Психические процессы при этом выполняют функцию сигнала или регулятора, оказывает действие соответствующей изменяющимся Психическое является регулятором деятельности не само по себе, а как свойство, функция отв соответствующих участков мозга, куда направляется, где хранится и обрабатывается информация о внешнем мире Психическое явление - это ответ мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние орган изма как физиологической системы) воздействия Иными словами, психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающие как ответ на раздражение, действующие в настоящее время (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предусматривают результаты, к которым они приведут (мышление и воображение) Таким образом, ИМ Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психичног в регулировании деятельностиьності.

Развитие и экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности получил в трудах ИППавлова и его коллег и ППавлов экспериментально доказал правильность понимания ИМ Сеченова психической деятельно ности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее главные физиологические законы, создал новую отрасль науки - физиологии высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексефлекси.

По мнению ИППавлова, между влиянием действующего раздражителя на организм и реакцией организма образуются временные связи, их образования является важной функцией коры головного мозга Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временный нервная связь является главным физиологическим механизмом Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без воздействия на мозг тех или иных раздражителей концу евый же результат любых психических процессов и любого временного связи является внешнее проявление действия как ответ на внешнее воздействие Психическая деятельность является деятельностью отображения, рефлекторной деятельные стью мозга, что является следствием воздействия предметов и явлений действительности Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественно наук овыми фундаментом материалистического понимания психических объявленияних явищ.

Признание важное значение временных нервных связей как физиологического механизма любой психической деятельности не означает отождествление психических явлений с физиологическими Психическая деятельность характеры изуеться не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальности Вся совокупность взглядов ИППавлова на закономерности регуляции мозгом взаимодействия тварь ин и человека с внешней средой получило название учения о двух сигнальных системах Образ предмета является для животного сигналом определенного безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса Условный рефлекс вызывается тем, что какой-нибудь условный раздражитель (например, звонок) сочетается с действием безусловного раздражителя (еда), в результате чего в головном мозге возникает временный нервная связь между двумя центрами (слуховой и пищевой), и две деятельности животного (слуховая и пищевая) оказываются объединенными Звонок становится сигналом кормления, который вызывает выделение слюны В с воий поведении животного руководствуются сигналами, ИППавлов называл сигналами первой сигнальной системы Вся психическая деятельность животных осуществляется наравне первой сигнальной системної системи.

У человека сигналы первой сигнальной системы играют важную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор) Но, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой в люди ини есть вторая сигнальная система Сигналами второй сигнальной системы есть слова, которые могут замещать сигналы первой сигнальной системы Слово может вызвать те же действия, что и сигналы первой сигнальной систем и, есть слово - это \"сигнал сигналовів".

Таким образом, психическое является свойством мозга Ощущение, мысль, сознание является высшим продуктом особым образом организованной материи Психическая деятельность организма осуществляется с помощью большого количества специальных телесных устройств Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют их, третьи - вводят в действие мышцы Вся эта сложная работа обеспечивает a руктивных ориентацию человека в средвищі.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter