Конспект урока на тему «Строение и функции головного мозга»

Открытый урок по биологии

«Строение и функции головного мозга»

Образовательная

Изучить строение и функции головного мозга.

Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Здравствуйте! Наш сегодняшний урок хотелось бы начать со следующих строчек:

Тайны сознанья, загадки природы

Людей волновали, манили всегда

Разум и воля сподвигли народы

Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье, воля, рефлексы

Все изучают в науке врачи

Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,

Центральной нервной системы ключи.

На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем нервную систему человека. Сегодня на уроке мы должны разобрать строение и функции головного мозга, будем делать практическую работу, изучать роль продолговатого, среднего промежуточного мозга и мозжечка в формировании условных рефлексов.

2. Опрос домашнего задания

Но прежде давайте проверим домашнее задание. Итак первый ряд будет работать в тетрадях с печатной основой. Открываем стр. 28, раб. 157, задание 1 и стр. 29, раб. 158 ( записаны на доске). На доске схему рефлекторной дуги напишет……………… Остальные работаем по вопросам

назовите отделы нервной системы человека. (цнс и перефирическая)

что относиться к цнс (спиной и головной мозг)

какие функции выполняет спинной мозг (рефлекторную и проводящую)

Где расположен спинной мозг? Какое значение имеет спинно-мозговая жидкость?

Чем образовано белое вещество спинного мозга? А чем серое?

В чем заключается проводящая функция спинного мозга? (восходящие пути и нисходящие пути)

3. Объяснение нового материала

В мире людьми создано множество различных машин: от машинки парикмахера, кончая сложными роботами, и компьютерами. Сидит за пультом оператор, следит за показаниями приборов и знай себе - на кнопки нажимает, а машина команды выполняет. На есть машина более сложная и совершенная, в ней нет кнопок и ей не нужен оператор, ибо она сама управляет собой, и в отличие от компьютера в ней заключена способность творить. Машина эта- головной мозг. Человек издавна стремился проникнуть в тайны человеческого мозга. Понять его роль и значение в жизни. Сегодня и мы попытаемся проникнуть в тайны мозга.

Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен с.м. парализовано тело и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом.

-Как вы думаете, почему, у человека сохраняется сознание, мышление, а также работают внутренние органы, хотя у него «выключен» с.м.

- Что вам известно о головном мозге?

Итак, запишем тему сегодняшнего урока- Строение и функции головного мозга

Местоположение, размеры головного мозга. головной мозг располагается в черепе (показ черепа) человека и имеет сложную форму. Он, как и с.м. покрыт тремя оболочками.

- Вспомним, какими?

Внутри мозга находятся желудочки и от него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Головной мозг, как и с.м. образован белым и серым веществом.

Белое вещество образует проводящие пути, которые связывают г.м. и с.м. а также части г.м. м.у. собой. Серое в виде ядер внутри белого и кору, покрывающие мозжечок и полушария.

Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

- Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, Павлов -1653, Менделеев-1571,а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Самый тяжелый мозг из всех изученных оказался у человека больного идиотизмом -2850 г.

-Выскажите ваше мнение. ( Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации.)

Однако есть и предел массы г.м. ниже которого умственные способности резко падают. Для взрослого мужчины она равна 1000г, а для взрослой женщины-900г.

Головной мозг состоит из 3 частей: Передний мозг, средний мозг, задний мозг, которые делятся на 5 отделов: большие полушария головного мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок и варолиев мост. Начертим в тетради таблицу

Посмотрите на таблицу, где располагаются эти отделы. Рассмотрим подробнее каждый из них.

2. Составление схемы: «Отделы головного мозга».

Учитель. Вам необходимо узнать, какое значение имеет каждый из отделов заднего мозга и средний мозг и в ходе изучения заполнить таблицу: «Функции отделов головного мозга».

Таблицу раздаем напечатанную на листочке.

«Функции отделов головного мозга».

Название отдела головного мозга