Тема  2.   Психикаи мозг человека:принципы и общие механизмысвязи.

1.  Связь психических процессов с работой человеческого мозга.

2.  Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову.

3.  Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в управлении движениями.

4.   Эволюция условнорефлекторного понимания психики со времени И.П.Павлова до наших дней.

5.  Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла.

6.  Модель функциональной системы по П.К.Анохину.

7.  Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия.

8.  Проблема локализационизма-антилокализационизма: аргументы за и против.

Те м а 3. Анатомо-физиологическое представительствов мозге основных психических процессов, свойств и состояний человека.

1.  Физиологические механизмы ощущений.

2.  Физиологические основы восприятия. Понятие рецептивного поля нейрона.

3.  Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний.

4.  Физиологические основы внимания. Моторная теория Т.Рибо.

5.  Биологические основы памяти.

6.  Органические основы мотивации н эмоций.

Т е м а 4. Генетические корни психологии и поведения человека.

1.  Сложность и многоаспектность проблемы генотипического и средового влияния на психологию и поведение человека.

2.  Метод близнецов, его использование в дифференциально-психологических исследованиях.

3.  Основные генотипически обусловленные психологические и поведенческие характеристики человека.

4.  Взаимодействие генотипов и ср'еды в психическом развитии человека.

5.  Возрастная динамика генотипических и средовых влияний на развитие.

6.  Наследственные варианты ЭЭГ, их связь с психологией и поведением Человека.

7.  Основные этапы эволюции человека в связи с его психическим, социальным и культурным развитием.

1.  Психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиоло-гичесих факторов с психическими процессами, состояниями и свойствами человека в управлении его жизнедеятельностью.

2.  Научные аргументы за и против локализационизма.

3.  Физиологические механизмы познавательных процессов.

4.  Физиологические основы мотивации и эмоций.

5.  Генотипически обуслоапенные психические и поведенческие свойства человека.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1.   Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.

2.  Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.

3.  Роль коры головного мозга и подкорковых структур В управлении психическими процессами и состояниями.

4.  Проблема биологического и соци&чьного в развитии психики и  поведения человека.

ЛИТЕРАТУРА

Вулдридж Д. Механизмы мозга. — М. 1965. (Нейрон. Устройство и функционирование: 17—33. Головной мозг: 40—56. Ретикулярная формация: 92—102; 195—202. Генетический контроль особенностей поведения: 131—139. Центры, управляющие эмоциями и сознанием: 160—169. Центры удовольствия в головном мозге: 179— 183. «Центры наказания»: 183—188. Физиологические основы личности и речи: 205—233. Нейрофизиология памяти: 235—277.)

Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (Психофизиологическое исследование). — М. 1980. (Свойства нервной системы: 11—17.)

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. Изд. второе, дополненное. — М. 1989. (Тело и психика: 79—96.)

Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. — М. 1989. (История, предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности: 5—23. Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности: 24—45. Функциональная организация мозга: 46—75. Врожденная деятельность организма: 76 — 95. Обучение и закономерности условнорефлекторной деятельности: 96—130. Механизмы образования условного рефлекса: 131— 150. Нейрофизиологические основы памяти и обучения: 151—194. Структура поведенческого акта: 195—215. Потребности: 216— 224. Мотивация: 225—248. Эмоции: 249—273. Движения: 274-290.)

Дельгадо X. Мозг и сознание. — М. 1971. (Физиологические основы движений: 99—118. Физиологические основы эмоций и мотивации: 119—153, 159—180. Физиологические основы представлений и памяти: 154—158. Физиологические основы «воли»: 186— 191. Мозг и психика. Общая постановка проблемы: 223—228.)

Естественнонаучные основы психологии. — М. 1978. (Психология и физиология: 11—23. Строение центральной нервной системы: 24—108. Функциональная организация мозга (функциональные блоки мозга): 109—139. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности: 295—336.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 1. — М. 1983. (Биологическое и социальное в психике человека: 76—95.)

Линдсей П. Норман Д. Переработка информации у человека (Введение в психологию). — М. 1974. (Нервные механизмы памяти: 276—312.)

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — Т. I. — М. 1963. (Мозг человека и психические процессы: 11—68.)

Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М. 1975. (Мозг и психические процессы: 93—125.)

Лурия А.Р. Язык и сознание. — М. 1979. (Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135—146. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания: 265—290. Мозговая организация процессов декодирования (понимания) речевого сообщения: 291—306.)

Мелхорн Г. Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (Общество и способности человека). — М. 1989. (Значение исследования биологических основ интеллекта: 21—24.)

Милнер П. Физиологическая психология. — М. 1973. (Нейроны: 19—36. Общий очерк анатомии нервной системы: 36—59. Сенсорные системы мозга: 136—325. Физиологические механизмы мотивации: 325—349, 420—514. Физиологические механизмы внимания: 349—372.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М. 1990. (Функциональная организация мозга и психики: 122—140.)

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М. 1979. (Учение И.П.Павлова о свойствах и типах нервной системы: 67— 74. Физические особенности человека и психика: 250—269. Свойства нервной системы и их психологические проявления: 269—272. Связь свойств нервной системы, темперамента и общих способностей: 301—307.)

Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. — М. 1987. (Естественнонаучное обоснование ключевых понятий общей психологии: 220—230.)

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М. 1981. (Физиология и нейроанатомия эмоций: 69—80, 92—97. Психофизиология воли: 160—168.)

Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. — М. 1981. (Концептуальнаярефлекторная дуга: 5—22. Формы обучения: 23—39.) Способности и склонности: комплексные исследования. — М. 1989. (Типы высшей нервной деятельности человека: 22—33.)

Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. П. — М. 1985. (Типы высшей нервной деятельности: 6—189.)

Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М. 1975. (Рецептивные поля и клеточные ансамбли: 19—28.)

Хэссет Д. Введение в психофизиологию. — М. 1981. (Головной мозг: 131—162.)

Вартанян Г.А. Петров Е.С. Эмоции и поведение. — Л. 1989. (Психофизиология эмоций: 19—37.)

Вейн А.М. Каменецкая Б.И. Память человека. — М. 1973. (Физиологические механизмы памяти: 11—46. Биохимические основы памяти: 46—60.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений:В 6 т. —Т.I.М., 1982. (Психология и учение о локализации психических функций: 168-174.)

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М. 1988. (Физиология движений и физиология активности: 129—161. Психофизическая проблема: 214—233.)

Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (Психологическое исследование). — М. 1980. (Память и свойства нервной системы: 17—107. Биоэлектрические корреляты памяти: 108—130.)

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М. 1972. (Физиологические основы внимания: 11—16.)

Грегори РЛ. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М. 1970. (Устройство глаза и зрительной области мозга: 42-84.)

Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М. 1988. (Основные свойства нервной системы и их индивидуальная представленность: 41—53.)

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. — М. 1982. (Диалектические отношения биологического и социального: 118—137. Наследственность интеллекта: 176—228.)

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.

* М. 1984. (Социальное и биологическое в детерминации психики человека: 342—394.)

Лурия А.Р. Язык и сознание. — М. 1979. (Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135—146. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания: 265—290. Мозговая организация процессов декодирования (понимания) речевого сообщения: 291—306.)

Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Физиологические основы психических свойств личности: 56—68.)

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М. 1986. (Свойства нервной системы и свойства темперамента: 65—86.)

МерлинB.C. Очерк теории темперамента. — М. 1964. (Физиологическая обусловленность и психологическая структура темперамента: 106—155.)

Механизмы памяти: Руководство по физиологии. — Л. 1987. (Молекулярные основы памяти: 57—77. Нейрохимические основы памяти: 78—86. Нейрофизиологические основы памяти. Системные аспекты: 172—197. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351— 356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374—388.)

Нейрофизиологические механизмы внимания. — М. 1979. (Внимание, сознание, сон и бодрствование: 15—50. Нейрофизиологические аспекты внимания: 186—225.)

Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. — М. 1987. (Нейроанатомия эмоций: 86—104. Сознание и неосознаваемые проявления высшей нервной деятельности: 169—209.)

Фогель Ф.Мотульски А. Генетика человека. Проблемы и подходы: В 3 Т. — Т. 3. — М. 1990. (Эволюция человека (поведение): 27—31. Генетика и поведение человека: 47—141.)

Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М. 1987. (Теория системной динамической локализации высших психических функций: 26—38. Основные принципы строения мозга: 38—55. Проблема межполушарнои асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия: 55—68.)

Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. — М. 1981. (Головной мозг.   131—162.)

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М. 1968. (Психосоматика: 97—122. Мозг и психика: 167—200.)

Братусь Б.С. Аномалии личности. — М. 1988. (Биологическое начало и личность: 74—80.)

Вартанян Г.А. Петров Е.С. Эмоции и поведение. — Л. 1989. (Постоянство и изменчивость нервных эмоциогенных структур: 38-67.)

Веккер Л.М. Психические процессы:В 3 т. — Т.I. — Л. 1974. (Рефлекторная теория психических процессов: 46—67.)

Гельфанд С.А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. — М. 1984. (Анатомия слуховой системы: 11—45.)

Греченко Т.Н. Нейрофизиологические механизмы памяти. — М. 1979.

Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. — М. 1989. (Генетические основы мотивации поведения: 211— 219. Социальное и биологическое в человеке: 12—35. Основные понятия генетики человека: 35 — 46. Генетика и поведение: 86—103. Генетические основы агрессивности и альтруизма: 219—231. Генетические основы интеллекта: 231—256.)

Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы. — Л. 1985. (Психофизиология зрения: 30—61. Психофизиологические (общие) основы зрения и памяти: 62—99.)

Зинц Р. Обучение и память. — Минск, 1984. (Психофизиология памяти: 186—199.)

История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX в. Тексты. — М. 1986. (Принципы поведения (теория К. Холла): 38—59. Оперантное поведение (Б. Скиннер): 60—96.)

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М. 1983. (Мотивационная основа когнитивных процессов (психофизиология): 112—126.)

Крылова А.Л. Функциональная характеристика слуховой системы: Учебное пособие. — М. 1985. (Общая характеристика слуховой системы: 21—29.)

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — Т. I. — М. 1963. (Двигательный анализатор и проблема корковой организации движений: 113—138.)

Лурия А.Р. Нейрофизиология памяти. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга: В 2 т. — Т. I. — М. 1974.

Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга: В 2 т. — Т. II. — М. 1976.

Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М. 1971.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л. 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Доминанта

Глава 3. Психология и науки о человеке

как фактор следообразования в центральной нервной системе: 197— 221. Функциональная асимметрия больших полушарий и память: 234-263, 369-373.)

Николов Н. Нешев Г. Загадка тысячелетий (что мы знаем о памяти). — М. 1988. (Где находятся хранилища памяти: 37—66.)

Попугаева А.Г. Импринтинг (запечатлевание). — Л. 1973. (Им-принтшг и его биологическое значение: 82—87.)

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. — М. 1974. (Рефлекс: 214—225. Доминанта: 225—244.) Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. — М. 1981. (Генетика поведения: 120—167.)

Саган К. Драконы Эдема: рассуждения об эволюции человеческого разума. — М. 1986. (Грядущая эволюция мозга: 196—237. Гены и мозг: 22—56.)

Суворов Н.Ф. Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. — Л. 1985. (Психофизиологические корреляты процессов избирательного внимания: 7—59.)

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг: исследование механизмов. — М. 1988. (Подходы к анализу нейронных основ памяти: 12—42. Локализация памяти в мозге: 86—124.)

Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. — М. 1985. (Психика и рефлекторная деятельность мозга: 16—62. Уровни организации психического отражения: 77—104. Сознание как высшая форма отражения и его мозговые механизмы: 105— 157.)

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М. 1966. (Физиологические основы эмоций и чувств: 35—43.)

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ И НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ

Краткоесодержание

Психология и история. Связь, существующая между историей и психологией человека. Использование исторических методов в психологии и психологических методов в истории. Сущность исторического подхода в психологических исследованиях. Построение теории психического развития личности и социальных групп на основе исторического метода. История психологии как науки.

Психология и философия. Традиционность связей философии и психологии, причины их возникновения и сохранения. Освобождение психологии от философско-политических и идеологических ограничений, искусственно созданных вокруг нее в годы советской власти. Создание более тесного, естественного

союза психологии и философии на базе достижений мировой философии. Основные проблемы психологии, разрабатываемые психологами совместно с философами. Значение материалистической философии для психологии.

Психология и социология. Истоки и характер взаимодействия социологии и психологии. Основные проблемы психологии человека, рождающиеся на стыке психологии и социологии. Взаимообогащение этих наук. Соединение психологии и социологии в теории социального научения, в проблематике социальной психологии. Понятие социализации. Механизмы социализации: подражание, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование нормам. Идентификация как механизм социализации. Основные положения теории социального научения.

Психология и педагогика. Традиционность союза педагогики и психологии. Из истории отношений психологии и педагогики. Необходимость объединения усилий психологов и педагогов в решении задач обучения и воспитания. Основные проблемы, которые совместно решаются психологами и педагогами.

ПСИХОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ

Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи с многими науками: социальными, биологическими — со всеми, которые в той или иной степени касаются человека. Так же, как невозможно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, в частности истории. «Человеческая натура, — писал Э.Фромм, подчеркивая значение общества для людей, — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами»1.

Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Хотя человек как особенный биологический организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад, как субъект общественных движений и преобразований он живет примерно 50 000 лет. Но за это время благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал Человеком с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди ов-

'Фромм Э. Бегство.от свободы. — М. 1990. — С. 28.