Дата: 26.05.2014 | Время: 9:51

Budennovsk.org   Профессия психолога, как и многие другие профессии, требует творческого подхода, не стандартных решений. В процессе обучения в вузе студенты не только получают профессиональные знания, умения, навыки, но и развивают креатив­ность мышления. Для успешного решения поставленных педагогических задач необходим учет психофизиологического состояния студентов, и его влияния на процесс получения образования.

Современные исследования нейробиологов показали, что когда мозг обучающегося управляется «модусом страха», он находится под особым влиянием миндалевидных ядер лимбической системы головного мозга. Под влиянием отрица­тельных эмоций, постоянных стрессов и ежедневных неудач мозг начинает работать по упрощенной схеме, и это отрицательно сказывается на творческом развитии личности студента. Как отмечает известный американский профессор психиатрии из Ульма Манфред Шпитцер: активность миндалины направляет наше мышление только на то, чтобы любым способом избавиться от источника страха, мыслить творчески в таком режиме очень трудно, так как мозг, по возможности начинает придерживаться простейших схем.

Мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно в их внутренней взаимосвязи, поэтому отдельные факты нужно подавать с учетом взгляда на целое, а целое рассматривать в свете деталей. Секрет успешного усвоения знаний состоит в том, чтобы активизировать мозг как можно более разнообразными способами и подавать ему всё новые поводы для рассмотрения одной и той же темы.

Важную роль в процессе запоми­нания и обучения играет гиппокамп, он резко усиливает синаптические связи, а также способствует оценке новых и уже известных фактов, пропускает в память то, что заинтересовало, т.е. новую неожиданную информацию. Именно поэтому учебный материал должен подаваться в привле­кательной форме. Однако если информация подается только в развлекательной форме, это редко оставляет серьёзный след.

Установлено, что наряду с активным состоянием всей коры головного мозга во время обучения, активируются и участки, ответственные за решение определенной задачи, а также включаются неосознаваемые подкорковые процессы, обращенные к глубинам личности. Это важный фактор развития творческого мышления.

Обучение не сводится к рациональ­ной стороне, к тому, что можно выразить словами или формулами. Неосознаваемое, подспудное, обращенное к глубинам личности — важный фактор овладения знаниями. Равнодушный к своему предмету преподаватель не способен увлечь своих учеников. Его личность воздействует не только на сознание, но и на подсознание обучаемого.

Увлечение компьютерным обучением кроме плюсов имеет и минусы. Так имеются данные об изменении мышления, восприятия и сознания, о потере способности различать вымысел и реальность под влиянием чрезмерного погружения в виртуальное пространство. Под влиянием длительного общения с компьютерными программами развивается шаблонность мышления и пропадает интерес к обучению.

Для развития креативности мышле­ния важно не столько запомнить отдельные факты, сколько, установить между ними взаимосвязь. Мыслить творчески помогают мотивация получения знаний, позитивные эмоции, сложившиеся в результате приобретения знаний при поддержке педагога.

Вероятно, эмоциональное сопро­вождение человеческой деятельности заложено на генетическом уровне. Исходя из этого: если человек оказывается в ситуации, схожей с пережитой когда-то, и вызвавшей у него определенные эмоции, то его интуитивные ощущения тут же, опережая рациональный анализ, начинают его предупреждать или подбадривать.

Развивать сообразительность, мыслить креативно, преодолевать препятст­вия и исправлять ошибки — трудно и утомительно. Однако, достигнутый результат и понимание текущей ситуации дают уверенность в своих силах и желание преодолевать новые препятствия, и решать новые задачи.

Успешность обучения, по современ­ным представлениям, зависит от избирательного внимания, базирующегося на определенном интеллектуальном усилии, направленном на решение задачи. Исследования нейробиологов подтверждают: именно избирательное внимание — основа целенаправленного и эффективного обучения. Изменяя задания и подходы, преподаватель добивается нужного числа повторений — а обучающийся не теряет интереса к предмету.

На основании современных исследований нейробиологии можно заключить: творческая работа мозга и успешность обучения зависят от психоэмоционального состояния обучающегося, атмосферы и содержания занятий, личности преподавателя. Позитивные эмоции, мотивация успешности обучения, интеллектуальные усилия обучающегося, разнообразные способы подачи изучаемого материала необходимы для формирования творческой личности.