Свежие публикации

Конспект урока биологии 8 класса

Тема: Строение и функции головного мозга.

Цель: сформировать понятия о строении головного мозга и функций его отделов.

Задачи:

Образовательные:

· Рассмотреть общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях;

· раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

· антиалкогольная пропаганда;

· формирование сознательного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

· продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Тип урока:

· По содержанию – анатомический;

· По дидактической цели – комбинированный;

· По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

Методы:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация муляжей, таблиц.

Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

Средства:

Таблица “Строение головного мозга”,разборные модели головного мозга; материалы для урока на печатной основе (таблица, тест)

На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

I. Организационный момент. приветствие, сообщение темы и задач на урок.

II. Проверка знаний

Каждый учащийся выбирает одно из заданий:

1. тест для проверки знаний основных понятий;

2. задание по рисунку Спинной мозг (назовите части спинного мозга, отмеченные цифрами);

3. фронтальная беседа по вопросам:

· Каковы строение и функции нервной системы?

· Строение спинного мозга

· Функции спинного мозга

· Начертите схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.

III . Изучение нового материала

Запись темы и даты в тетрадь

1. Актуализация знаний о головном мозге.

- Что вам известно о головном мозге?

- Что хотели бы узнать?

Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока.

Узнать: особенности строения головного мозга, функции основных отделов.

2. Местоположение, размеры головного мозга (сообщение учащегося)

Все мы знаем, что головной мозг человека является одним из важнейших органов, который обеспечивает нас полноценной жизнью. Как утверждают ученые, в головном мозге содержатся определенные участки, контролирующие наши чувства, а именно зрение, слух, осязание, сокращение определенных мышц, и др. То есть, этот орган всегда контролирует все процессы, которые могут происходить с человеком и его телом.

Головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму и студнеобразную консистенцию. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И. С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга.

Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела.

- Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Запись в тетрадь: головной мозг располагается в полости черепа, его масса составляет г

3. Строение головного мозга

Рассмотрим внешний вид головного мозга на муляже:

- расположение белого и серого вещества;

- наличие извилин;

- кора больших полушарий.

Спинной и головной мозг состоят из двух типов нервной ткани – серого и белого вещества. Серое вещество отвечает за возникновение нервных импульсов. Наружный слой больших полушарий головного мозга (новая кора) состоит из серого вещества. Белое вещество располагается под корой больших полушарий, образуя их основную часть. Состоит из нервных волокон и передает нервные импульсы внутри головного мозга и к другим частям тела.

Между черепом и мозгом в качестве дополнительной защиты существует три мембраны, называемые оболочками (твердая, паутинная и мягкая мозговые оболочки).

Мозг «плавает» в защитном слое спинномозговой жидкости, образуемой специализированными клетками в четырех полостях головного мозга – желудочках.

Почти вся поверхность полушарий головного мозга представляет собой совокупность извитых гребней и складок.

- Почему для мозга человека характерна такая складчатость?

Такая складчатость позволяет большой поверхности коры мозга разместиться внутри ограниченного пространства черепа. Гребни называются извилинами, а складки между ними – бороздами.

4. Отделы головного мозга