Работа мозга в общем виде, возможное ожидаемое…

Продолжение темы. Начало см.

Есть мозг, и есть его сенсорные системы — это принятая схема работы мозга в общем виде. Предложена[ 1 ] блочная схема — каждый орган чувств создаёт в мозгу своё собственное описание окружающего мира и одновременная запись на различных языках мозга ведётся одним общим механизмом. Гипотеза проверяема различными способами — через исследование произвольных движений человека; простым наблюдением — блочность мозга просвечивает при взгляде издали; существующими инструментальными методами (при наличии ожидаемого результата принципиальных препятствий для исследований нет).

Схема позволяет рационализировать представления о психических и социальных процессах, причём систему «человек — общество» становится удобнее рассматривать как систему «общество — человек».

Человек, как и всё живое, стремится сохранить себя и своё потомство. Верным вектором его стремлений является желание получить удовольствие, удовлетворение. Каждая часть мозга, управляющая органом чувства, имеет свой комфортный уровень сигналов, дающей удовольствие, а если мозг создаёт сложную информационную систему и пользуется ею, то получает удовлетворение. Мозг и взаимодействие частей мозга следует развивать, уясняя, что возможность получения удовлетворения зависит от работы, направленной на саморазвитие. В конечном счёте, работа, произведенная мозгом в течение всего существования, есть показатель удовлетворенности индивидуума от своей жизни. В идеале, человек должен полностью изработаться, это выгодно обществу и оно обязано (стараться, по крайней мере) обеспечивать своим членам подобную полноценную жизнь.

Для достижения своих целей человек потребляет (из общего котла) возобновляемые и невозобновляемые ресурсы, энергоносители и результаты труда. (В интуитивном представлении большинства здесь проходит раздел: больше отдаёт, меньше потребляет — «хороший человек», в противном случае — «не очень»).

Далее — производство, распределение и перераспределение. Все институты, решающие эти проблемы (этносы, государства, армии, экономика и т.д.) находятся выше по древовидной структуре рассматриваемой сложной системы и в наших рассуждениях присутствуют в фоновом режиме.

Блочное устройство мозга позволяет рассматривать проблемы, связанные с материальным потреблением, в наиболее общем виде.

Немного о недооцениваемом мышечном чувстве. Из всех чувств — мышечное чувство наиболее значимо, так как позволяет организму активно взаимодействовать с окружающим миром. Тот, кто хоть раз испытал ощущение, что он — лишь часть окружающей его природы (это сильное ощущение), тот согласится, что оно идёт от мышечного чувства. Мышечное чувство является основой для полноценного развития других чувств.

Все люди имеют один и тот же набор эмоций — результат однотипности мышечного чувства и объекта управления — скелета человека. И только это чувство объединяет всех нас и заставляет считать себя людьми.

Звенья скелета в движениях действуют одновременно, управление осуществляется в режиме параллельной работы, дополнительно затрудняя исследование и ощущение движений. Вытекающий недостаток — ограниченность счётных возможностей мышечного чувства. А для обсчёта вариантов и прогнозирования гораздо лучше приспособлены анализаторско-управляющие системы (слуха и зрения).

Мышечное чувство (как и любое другое) желает беспрепятственно обладать объектами своего управления, т.е. тем, что может освоить мышечно. Человек, у которого ведущим является мышечное чувство, имеет обычно скромные материальные потребности (и не потому, что не позволяют).

Переход от физической работы на выносливость к анализаторско-управленческой работе и обратно психологически дискомфортен, так как анализаторы имеют предельно низкий порог чувствительности, а мышечное чувство, наоборот, возможно высокий. (Отсюда значительные нервные траты на всестороннее развитие, однако не существует затрат более окупаемых).

В социальной жизни выгодна специализация, поэтому часть общества занимается анализаторской и организаторской деятельностью, а часть — физической работой. Управляющие и управляемые объекты отдалены друг от друга, обратная связь ослаблена и общество, в результате, имеет обычное высокое психологическое напряжение.

Если совершить экскурс в историю, то вся она выглядит сплошной цепью войн за обладание природными ресурсами, за возможность заставить побеждённых работать на себя. Победителями, чаще всего, оказывались те, кто имел лучшее оружие и лучшую организацию действий. И то и другое обеспечивалось деятельностью работников науки, и ситуация в никоей мере не изменилась. Возможно, войн было слишком много и быть может, есть вина в том управленцев с их излишними материальными потребностями и желанием управлять, однако приходится констатировать, судя по результату, что всё (катаклизмы, пандемии, мировые войны и пр.) пошло человечеству на пользу, оно стало могущественным и многочисленным.

Ныне ситуация меняется. В условиях наступающей глобализации, экстенсивном потреблении и увеличении численности населения становится заметна ограниченность ресурсов планеты. Как утверждают, ожидается расслоение населения на «золотой миллиард настоящих людей» и остальных — «туземцев планеты Земля». Добавим — ожидается жёсткое противостояние.

Ресурсов больше не станет, гипотетическое привнесение энергии извне чревато экологическими проблемами, но, представляется, что экономное (в удовольствие) потребление, естественное (с научным подходом) ограничение рождаемости вполне осуществимы. Как бы то ни было, у общества возникает необходимость решения задачи полноценного развития каждого. Следует перевести физический труд на выносливость из разряда презренных занятий (как не вспомнить сверхдлинные рукава боярских кафтанов и т.п.) в разряд благородных. Выставление ценностных ориентиров — задача для надстроечных институтов: науки, образования, культуры, морали и др. Выгода для индивидуумов — более полное удовлетворение от собственной жизни, а для популяции — переход в стабильную фазу. При осуществлении гармонизации вполне решаются и проблемы с численностью населения. Блочная схема работы мозга позволяет рационально объяснить и кризисные демографические процессы. Естественно, решение подобного рода задач не может быть скорым. Дискретное время здесь — период входа в жизнь нового поколения (20-25 лет).

Кроме перспективы появления новых методов анализа и синтеза в исследованиях мозга, ожидается заманчивая возможность построения теоретических систем, позволяющих достичь большей рационализации представлений и в системе «человек — вселенная». Существующие любомудростные системы, основанные (по умолчанию) на схеме «мозг и его сенсоры», хотя и поражают своей изощрённостью, не могут соответствовать до конца собственному предназначению из-за податливости фундамента, на котором возводятся модели окружающего мира.

Следует отметить, что человек, как и всё живое, это энергетическая машина, преобразующая энергию до высоких переделов, тем самым, оказывая противодействие повышению энтропии системы, в которой находится. А негласный (или гласный?) девиз общества материального потребления — «Не съем, так надкушу!» зовёт в другую сторону и потому не может быть верен.

© Публикуется с любезного разрешения автора