;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Урок биологии в 7 классе

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема: ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ НА ПРИМЕРЕ СОБАКИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ».

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учитель биологии МКОУ Мирнинской СОШ

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сучкова Марина Васильевна

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Задачи:

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Образовательные: ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">продолжить формировать познавательный интерес учащихся к изучению млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных животных; сформировать у учащихся знания об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих, о прогрессивных чертах организации млекопитающих, об особенностях органов полости млекопитающих; сформировать у учащихся специальные умения: распознавать млекопитающих среди других позвоночных животных; объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжать формировать у учащихся общеучебные умения: работать с текстом учебника, составлять план-конспект прочитанного, работать с рисунками учебника; использовать инструкцию к лабораторной работе и фиксировать результаты в тетради; организовывать свое рабочее место; работать с натуральным материалом.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развивающие: ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> продолжить формировать у учащихся личностные качества: память, биологическую речь при работе с биологическими понятиями, внимание, аккуратность при выполнении лабораторной работы, логику, самостоятельность при составлении плана-конспекта прочитанного; продолжать формировать у учащихся приемы логического мышления: анализ, синтез, сравнение при изучении прогрессивных черт млекопитающих, сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы при выполнении лабораторной работы, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать относительный характер приспособленности; продолжить формировать поисковые и исследовательские умения и навыки.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Воспитательные: ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> продолжать формировать научно-материалистическое мировоззрение на основе познаваемости мира, взаимосвязи органов и функций, выполняемыми ими, взаимосвязи строения со средой обитания, единстве живого мира; эстетическое воспитание на основе красоты животного мира; воспитывать интерес к изучению биологии, внимательность, взаимоуважение, коммуникабельность; продолжить формировать у учащихся активную позицию, уверенность в себе, в своих знаниях; экологическое на основе приспособленности строения млекопитающих со средой обитания; санитарно-гигиеническое на основе гигиенических знаний при проведении лабораторной работы.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тип урока: ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> комбинированный.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Методы: ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> словесные: объяснение, беседа; наглядные: демонстрация ЦОР и иллюстраций; практические: распознавание и определение типов костей в скелете.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оборудование и средства обучения: ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> учебник; рабочая тетрадь; чучела млекопитающих; таблицы, рисунки, фотографии млекопитающих; таблицы, рисунки, фотографии с изображением представителей всех классов позвоночных животных; чучела сусликов, белок, зайцев, кроликов, кротов, мышей; небольшие кусочки овчины и обработанного меха кролика, песца, нутрии, куницы, норки, нерпы; полые и костные рога копытных млекопитающих; схема строения млекопитающих; скелет кошки; влажный препарат «Вскрытая крыса»; муляж головного мозга млекопитающих; схемы «Круги кровообращения», «Строение головного мозга позвоночных животных»; компьютер; мультимедийная установка; набор ЦОР.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ход урока:

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Организация класса.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Спасибо, садитесь, пожалуйста. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Ученики поднимают карточки (зелёная - хорошее, синяя- плохое, красная- тревожное). Если много синих и красных, то учитель предлагает релаксацию с закрытыми глазами под спокойную музыку.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Дежурные, раздайте карточки с тестом.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проверка домашнего задания.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) Фронтальная беседа.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какой тип животных мы изучаем? ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какие классы относят к типу Хордовые? ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какие отряды класса Млекопитающих вам известны? ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На основании, каких признаков этих животных относят к одному классу?

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Все млекопитающие — живородящие животные.
      ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Млекопитающие выкармливают детенышей молоком. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У большинства видов млекопитающих имеется особый орган матка, а в ней развивается детское место - плацента. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Плацента слабо развита у однопроходных. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Млечные железы располагаются у всех млекопитающих на брюшной стороне тела. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Количество сосков равно количеству рождаемых детенышей. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У кенгуру новорожденный детеныш настолько слаб, что молоко впрыскивается ему в рот при сокращении особых мышц матери. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У утконоса млечные железы не имеют сосков и детеныши слизывают выделяемое ими молоко с поверхности кожи. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В поясе передних конечностей у большинства млекопитающих имеются такие же кости, как и у пресмыкающихся. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Млечные железы - своеобразное видоизменение сальных желез. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У всех млекопитающих хорошо развита забота о потомстве. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Утконосы живут только в Австралии и на о. Тасмания. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На брюшной стороне тела у самки утконоса образуется кожистая сумка, в которую она помещает отложенные яйца. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ехидны ведут наземный образ жизни, а утконосы — полуводный. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самки ехидн откладывают по одному яйцу. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Все сумчатые передвигаются прыжками. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В Австралии живут кенгуру, ведущие древесный образ жизни.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Правильные ответы: 2, 3, 7, 8, 11, 14, 15, 17.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В то время, когда учащиеся выполняют тест, учитель проверяет таблицу, которую учащиеся выполнили дома.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) Проверка выполнения творческого задания.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г) А теперь внимание на доску. Здесь даны два задания под названием  ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Кто

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лишний» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">? В каждом задании написаны названия животных, относящиеся к одному отряду или классу, кроме одного. Ваша задача: назвать это лишнее животное, поместить его в свой класс или отряд, а также сказать к какому классу или отряду относятся все остальные животные.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">зубр, дельфин, утконос, речной рак

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речной рак – представитель класса Членистоногие, а все остальные относятся к классу Млекопитающие.