Лекция 8. Мозг и его силы

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать строение органа учения – мозга; закономерности работы мозга; программы мышления; виды интеллекта; механизмы формирования знаний; законы сохранения информации;

уметь представлять информацию для долгосрочного хранения; определять доминирующий вид интеллекта; составлять "карты мышления"; учитывать действие энергоинформационных сил;

владеть методами определения стилей эдукации; методом исследования интеллекта; способами набора и сбережения энергии.

Диагностические индексы:

Минимально необходимое время (в минутах) изучения материала темы – 206.

Трудность (в условных единицах от 1.00) изучаемого материала – 0,88.

Время (в минутах), необходимое для полноценного усвоения знаний, – 387.

Энергоинформационные исследования

Мы уже обсуждали энергоинформационную природу человека, из которой следует, что человек – не только физическое тело и психологический феномен, способный реагировать на раздражители внешнего и внутреннего мира. Если абстрагироваться от физической и психологической сущностей человека, то он будет выглядеть как энергия, взаимодействующая с другими энергиями.

Вы слышали о приборах ночного видения? С их помощью можно увидеть человека в полной темноте по исходящему от него тепловому излучению. Но полный спектр излучений человека шире. Мозговые излучения, аура, биоволны несут полную и стопроцентно надежную информацию о человеке. Когда человек как физическое тело скрыт, определяет и характеризует его энергетическая сущность. Внешность обманчива, и самого главного глазами не увидишь.

Нынешние исследователи тысячекратно подтвердили эти древние знания, развивая исследования в энергоинформационной сфере человека. К ней относится все, связанное с энергетическими и информационными проявлениями сущности человека. Поскольку эдукация и робурсации протекают именно в этой сфере, педагоги должны обратить самое пристальное внимание на новые энергоинформационные открытия. Отношение к ним пока неоднозначное, но то, что мы уже знаем, позволяет по-иному смотреть на человека, его воспитание и формирование.

Важной частью энергоинформационных исследований является накопление новых знаний о работе мозга. По современным оценкам, средний человек использует едва ли несколько процентов возможностей мозга. Мозг ученика или студента загружен на 5-7%. Коэффициент полезной деятельности (далее – КПД) мозга выдающегося ученого достигает всего 13-15%. В старинных книгах сообщается, что отдельные люди на земле могли многократно увеличивать силу своего мозга, КПД их мозговой силы достигал 80-85%. Однако как этого удавалось достичь, остается загадкой. Нынешняя наука шаг за шагом приближается к разгадке тайн мозга.

Уже сделаны предварительные оценки: если бы удалось повысить КПД мозга всего лишь на 1%, то человек за время пребывания на школьной скамье смог бы выучить десятки иностранных языков и пройти курс многих университетов (И. Ефремов).

Оценки величины КПД мозга, впрочем, неоднозначны. Некоторые исследователи утверждают, что мозг загружен на все 100%; тот факт, что в отдельные моменты работают лишь его отдельные участки, а остальные как бы не задействованы в данное время, не свидетельствует о снижении КПД.

Однако каждый из нас интуитивно чувствует, что мог бы учиться лучше, узнать больше. Для этого нужно всего лишь "чуть-чуть" быть внимательнее, прилежнее, сообразительнее. Вокруг этих "чуть-чуть" и развиваются научные исследования, ведутся поиски способов активизации скрытых резервов, которыми наш мозг наделен в избытке.

Люди давно поняли, что все большое и значительное составляется из маленького и незначительного. Старинная мудрость учит не пренебрегать незначительным. Копейка – мелочь, но без копейки не составится рубль. Внимание к мелочам – основа всякой деятельности, ведущей к серьезным успехам.

Мы очень много теряем в продуктивности эдукационных процессов потому, что не обращаем внимание на мелочи. Если бы закрыть все щели, из которых капля за каплей утекает ценный продукт, можно было бы без всяких дополнительных усилий повысить КПД обучения и воспитания. Это же так понятно: если хочешь жить в теплом помещении – законопать все щели. Традиционно мы никогда не ставили вопрос таким образом. Без устали наращиваем силу педагогического давления, вместо того чтобы позаботиться о бережном использовании и умножении того хорошего и нужного, что уже есть в человеке.

Вот несколько взятых наугад наших слабых мест.

1. Организация знаний далека от совершенства. Новые исследования работы нашего мозга показывают, что знания, которые подлежат пониманию и длительному хранению, нужно и структурировать, и изучать иначе.

2. Организация восприятия, понимания, принятия знаний. И тут много больших и мелких нарушений, которые не согласуются с требованиями эффективной организации работы мозга.

3. Понимание, структурирование, хранение знаний организовано с явными нарушениями закономерностей мозговой деятельности.

4. Применение, умножение, систематизация информации в условиях традиционной организации эдукационного процесса имеют много недостатков, так же, как и упрочение, сохранение или устранение из памяти этой информации.

Эти потери можно устранить, а работу мозга – значительно улучшить, когда мы научимся эффективнее использовать его силы, действовать точно и прицельно, используя все возможности.

Мозг есть орган учения. О нем, как и о человеке, мы пока знаем мало. Как метко выразился один американский предприниматель, финансирующий исследования мозга, Б. О'Брайен, "наиболее неисследованная территория в мире расположена у нас между ушами". Сегодня ученые словно прозрели и в один голос утверждают, что без глубинных исследований мозга, изучения его работы людям не удастся достичь больших успехов в познании окружающего мира и самых себя. В связи с этим на исследованиях мозга были сконцентрированы едва ли не главные усилия в последнем десятилетии истекшего XX в. "В последние пять лет ученые узнали о мозге больше, чем за весь прошлый век", – пишет американский физиолог Р. Котулук. Поддерживает его другой американский специалист, Ф. Морли, утверждая, что за прошлое десятилетие учеными получено 90% всех знаний о мозге. Профессор Оксфордского университета К. Блекмор в книге "Машина ума" описывает мозг человека как "наиболее сложный механизм во Вселенной".

Внешне человеческий мозг очень невзрачный – серый мешочек с пупырышками (рис. 42). Физиологи описывают его так: "Головной мозг – мягкое желеподобное образование массой около 1380 г. у мужчин и 1250 г. у женщин". Мозг окружен мозговыми оболочками – менингиями, выстилающими область черепной коробки. Мозговые оболочки вместе с проходящими в них кровеносными сосудами окружают нервы в тех местах, где они выходят из головного мозга и вступают в спинной мозг.

Мозг содержит триллион клеток, в частности:

– 100 млрд активных нервных клеток, или нейронов;

– 900 млрд других клеток, которые "склеивают", питают и изолируют активные клетки;

– может образовать до 20 тыс. "ветвей" на каждом из 100 млрд своих нейронов.

– мозг равновесия;

– эмоциональный мозг;

– интеллектуальный мозг (кора головного мозга).

Мозг предоставляет человеку абсолютно уникальные возможности (способности), которых нет ни у одного другого живущего на земле существа. В частности, именно мозг обеспечивает следующие способности человека:

– прямохождение;

– противопоставление большого и указательного пальцев на руках;

– говорить и писать;

– понимать устный язык;

– читать.

Сегодня человек использует меньше 1% многих миллионов клеток своего мозга. Приблизительно таким же показателем оценивается и его КПД. В связи с этим все перспективы прогресса в обучении связаны прежде всего с поисками способов активизации и использования большего процента клеток мозга. Есть мнение, что использование малого числа клеток – это защита нашего мозга на тот случай, когда он получит повреждения. В медицинской литературе описаны факты, когда люди живут и работают с удаленными участками мозга, а в одном случае зафиксировано полное отсутствие мозга в черепной коробке, но об этом ни сам пациент, ни окружающие даже не догадывались. Это наводит на мысль, что мозг выполняет не совсем те функции, которые мы ему традиционно приписываем.

С внешним миром мозг соединен с помощью рецепторов – органов восприятия. Шестью основными каналами постоянно поступает к нашему мозгу разнообразная информация о внешнем и нашем внутреннем мире. Мы узнаем о состояниях внешней и внутренней среды, воспринимая то, что видим, слышим, пробуем, трогаем, нюхаем, делаем.

Понятие "делаем" в данном случае собирательное, включающее и не выделяемые пока, но активно влияющие на все, что мы делаем, интуитивные и телепатические воздействия. Говорится – действие неосознанное, интуитивное. На самом деле, это действия, вполне осознаваемые и контролируемые, только их содержание не выводится на "дисплей", в кору головного мозга. Всего же, по современным представлениям, у человека семь органов чувств и соответственно семь каналов трансляции ощущений, включая энергоинформационные.

Мозг делится на два полушария, которые соединены между собой так называемым мозолистым телом (табл. 12). Это тело – удивительная физико-химическая система взаимодействия, состоящая из более чем 300 млн нервных клеток. Благодаря ему полушария работают гармонично, функционально дополняя друг друга. Мозолистое тело является координатором информации и помогает мозгу выстраивать общую картину из сигналов, поступающих извне.

Каждое полушарие отвечает за определенные функции:

– левое, "академическое", полушарие отвечает за логику и мышление:

– правое, "творческое", полушарие отвечает за эмоции и воображение.

Функции полушарий мозга