Гидроцефалия

Гидроцефалия - прогрессирующее повышение размеров головы вследствие лишнего скопления воды в полости черепа.

Предпосылкой гидроцефалии могут быть прирожденные пороки развития ликворной системы, к примеру сужение водопровода мозга создающие препятствия для обычной циркуляции спинномозговой воды. Воспалительные процессы в мозговых оболочках могут приводить к изменению их структуры, образованию спаек, сращений.

При этих процессах основной предпосылкой гидроцефалии является лишнее образование спинномозговой воды и уменьшение ее оборотного всасывания Гидроцефалия развивается вследствие сдавливания опухолями мозга ликворных путей либо прорастания их в желудочковую систему мозга.

При патологоанатомическом исследовании мозга выявляют расширение полостей желудочков, истончение вещества мозга атрофию сосудистых сплетений, уплотнение паутинной оболочки мозга, сращение мозговых оболочек. Степень конфигураций вещества мозга находится в зависимости от выраженности гидроцефалии. В томных случаях полушария мозга преобразуются в тонкостенные мешки, заполненные цереброспинальной жидкостью, количество которой добивается 1-2 л. Извилины мозга уплощены, борозды сглажены, кровяные сосуды уменьшены, деформированы. Кости черепа истончены, основание его уплощено.

Неизменным клиническим признаком гидроцефалии является прогрессирующее повышение головы.

В случаях прирожденной гидроцефалии оно может обнаруживаться при рождении малыша, в 1-ые деньки либо месяцы жизни. Череп возрастает во всех направлениях, но в большей степени выступают лобные холмы. Лобная область вроде бы нависает, вследствие чего лицевой череп кажется уменьшенным. Время от времени череп бывает асимметричным из-за скопления воды в определенных участках желудочковой системы. Швы черепа расползаются, большой родничок возрастает, выбухает, становится напряженным, пульсирует. Вены свода черепа расширяются, кожа истончается, становится блестящей. Глазные яблоки обычно направлены вниз. Вероятны нарушения движения глазных яблок: расходящееся либо сходящееся косоглазие, плавающие движения основных яблок, нистагм и др. Следствием давления цереброспинальной воды на зрительный нерв является его атрофия и прогрессирующее понижение зрения прямо до полной слепоты. Может наблюдаться понижение слуха. По мере нарастания гидроцефалии развиваются экзофтальм, спастические парезы, параличи, нарушения координации движений. Мучаются вегетативные функции: теплорегуляция, потоотделение, водно-солевой обмен и др.

Гидроцефалия имеет прогрессирующее либо стационарное течение. Стационарное течение наблюдается при компенсации приводящих к гидроцефалии патологических процессов.

При гидроцефалии происходят типичные конфигурации психики. Сначала заболевания механическая память отменная. Нездоровые стремительно запоминают стихи. Преобладает механическая память. У неких малышей развиты музыкальные либо художественные возможности. Работоспособность носит неравномерный нрав. Нарушена целенаправленная деятельность. Такие малыши очень истощаемы, с трудом сосредоточиваются на чем-либо, просто отвлекаемы. Отмечается склонность к колебаниям настроения, почаще в сторону эйфории. Вероятны переходы от импульсивного к заторможенному состоянию; у неких нездоровых преобладает какое-либо из этих состояний. В период декомпенсации гидроцефалии наблюдаются элементы некритичности к собственному поведению.

Нарушения ума при гидроцефалии колеблются от глубочайшей идиотии до легкой дебильности.

Это почти во всем находится в зависимости от степени компенсации гидроцефалии, нрава вызвавшего ее патологического процесса и степени поражения мозга. При возмещенной гидроцефалии умственное развитие малыша может быть обычным, он способен учиться в массовой школе. При понижении ума возможность обучения малыша находится в зависимости от степени олигофрении. В состоянии дебильности малышей можно учить во вспомогательных школах для интеллектуально отсталых малышей.

Отмечаются случаи, когда умственно сохранного хворого гидроцефалией малыша неверно квалифицируют как интеллектуально отсталого. Причинами таковой диагностики может быть завышенная истощаемость главных нервных процессов, пониженная работоспособность, отвлекаемость.

Перечисленные явления в особенности выражены в период декомпенсации - резкого увеличения внутричерепного давления. К ним присоединяются боль в голове, тошнота, головокружение, нарушения координации движений. У малышей со сниженным умом при декомпенсации гидроцефалии конфигурации поведения и успеваемости происходят более резко. Педагог-дефектолог должен знать об этих особенностях течения гидроцефалии либо гидроцефального синдрома и впору ставить об этом в известность невропатолога, психоневролога либо педиатра.

Нездоровые гидроцефалией малыши дошкольного возраста могут казаться отлично развитыми за счет неплохой механической памяти, резонерства, музыкальных и художественных возможностей. Но при психическом исследовании можно выявить у их слабость мыслительных процессов, малопродуктивное мышление, слабенькую логическую память, шаблонность речи, малую ее выразительность, бедность словарного припаса. Все это принципиально учесть педагогу-дефектологу при работе с детками, страдающими гидроцефалией либо гидроцефально-гипертензионным синдромом.

При прогрессировании гидроцефалии по мере нарастания атрофии мозга уровень интеллектуального развития приметно понижается. Слабеет память. Речь становится бедной и малоэмоциональной.

Преобладает механическое повторение услышанного. Равномерно развивается полоумие, усугубляемое недостатками зрения, слуха, эпилептиформными припадками.

При гидроцефалии проводят исследование цереброспинальной воды, электроэнцефалографию, эхоэнцефалографию, рентгенографию черепа, осмотр глазного дна, ангиографию, пневмоэнцефалографию, компьютерную томографию. Все это решают с целью выявления вызвавшего гидроцефалию основного патологического процесса. В особенности принципиально вовремя диагностировать прогрессирующую гидроцефалию, вызванную опухолью мозга либо текущим воспалительным процессом - арахноидитом.

Исцеление гидроцефалии находится в зависимости от нрава прогрессирования процесса. При резвом увеличении окружности черепа показано нейрохирургическое вмешательство. В случаях неспешного прогрессирования гидроцефалии рекомендуется использовать препараты, снижающие внутричерепное давление.

При отставании в психологическом и речевом развитии малыши нуждаются в особых логопедических и педагогических мероприятиях, нрав которых почти во всем находится в зависимости от степени умственного недостатка, выраженности декомпенсации гидроцефалии. В каждом определенном случае вопрос о способах корректировки следует дискуссировать с доктором, беря во внимание те особенности психики нездоровых, о которых сказано выше.