Все больше экспертов склоняются к версии теракта на борту А321 Британская разведка даже сообщает имя организатора

Москва, Ноябрь 09 (Новый День, Зоя Березина) – По версии британской разведки, российский А321, потерпевший крушение в Египте, стал жертвой теракта, организованного боевиками «Синайской провинции» – ответвления «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещена в РФ). Британцы даже утверждают, что им известно имя террористам, причастного к катастрофе – это лидер группировки Абу Усама аль-Масри .

Как пишет The Sunday Times со ссылкой свои источники, в разведке уверены, что самолет был взорван. Кабмин Великобритании подтвердил, что если аль-Масри вызовет интерес у следствия, то Лондон мог бы предложить помощь России и Египту в его задержании.

Аль-Масри, именующий себя «эмиром ИГ в Синайском вилайяте», разместил в интернете аудиозапись с собственным заявлением о причастности к катастрофе. Британские спецслужбы считают наиболее вероятным, что аль-Масри использовал своего сторонника из числа имеющих доступ в аэропорт для того, чтобы пронести взрывное устройство в багаже на самолет.

«Рейтер» со ссылкой на источник в комиссии по расследованию авиакатастрофы пишет: эксперты комиссии на 90% уверены, что посторонний звук в конце записи бортового самописца – это звук взрывающейся бомбы. В субботу глава комиссии Айман аль-Мукаддам официально подтвердил ранее просочившиеся в прессу сведения о том, что на последних секундах записи «чёрного ящика» разбившегося в Египте российского лайнера слышен посторонний звук. При этом, по словам аль-Мукаддама, у комиссии на тот момент не было конкретной версии, что это за звук и из-за чего произошло крушение российского самолета.

«На последних секундах записи речевого регистратора переговоров в кабине экипажа слышен шум. Для определения источника происхождения шума будет применен метод спектрального анализа сигналов», – добавил он.

Как отмечает ВВС, Великобритания и США полагают, что российский лайнер, скорее всего, был взорван в воздухе, вероятно, бомбой, заложенной в багаж.

Между тем, пишет «Коммерсантъ». предварительная расшифровка «черных ящиков» А321 не дала окончательного ответа на вопрос о причине катастрофы. У специалистов из разных стран (в расследовании участвуют эксперты Египта, России, Франции, Германии и Ирландии) не вызвала расхождений во мнениях запись бортового параметрического регистратора (FDR), фиксирующего работу систем самолета. Как следует из его записи, FDR прекратил работу в ходе полета, в процессе набора высоты на эшелоне 308 (9400 м). Первичная расшифровка параметрического «черного ящика» позволяет сделать вывод, что самолет набирал высоту на автопилоте, с момента взлета до падения находился в воздухе 23 минуты. В момент катастрофы он летел со скоростью около 521 км в час. Полет проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолета зарегистрировано не было.

Что касается звукового регистратора (CVR), то, по словам аль-Мукаддама, сделана лишь предварительная расшифровка его записи, к детальной специалисты только приступили. Но уже сейчас, отметил глава египетской комиссии, можно сделать вывод о том, что «на последних секундах записи слышен шум» . Его природу можно будет точно установить лишь после дополнительных лабораторных исследований. Между тем французские тележурналисты со ссылкой на неназванный источник в египетской комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы сообщили, что посторонний шум якобы очень похож на взрыв бомбы . В пользу такой версии говорят и обнародованные ранее данные американского спутника, зафиксировавшего в момент падения A321 несколько тепловых вспышек. Как предполагается, бомба могла быть заложена в пассажирском багаже или скрытой полости самолета и сработать при определенном падении давления воздуха по мере набора высоты.

Наличие постороннего шума в записи звукового регистратора в момент, предшествовавший катастрофе, казалось бы, подтверждает ставшую доминирующей «террористическую» версию. Однако российские следственные органы пока не добавляют в уголовное дело о крушении лайнера соответствующую статью УК, дожидаясь формальных оснований, которыми могут стать результаты лабораторных экспертиз обломков самолета, фрагментов тел погибших и записей самописцев. Сейчас расследование ведется по ст. 238 (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ст. 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

В рамках расследования был проведен опрос сотрудников аэропорта Шарм-эш-Шейх, в том числе отвечающих за досмотр багажа, соблюдение общих мер безопасности, а также работников технических служб. Их показания не позволяют сделать вывод о возможности теракта. Не дает, по словам источника, однозначного представления о причинах катастрофы и первичный осмотр обломков самолета, а также предварительная расшифровка речевого и параметрического самописцев.

Формальные основания для добавления ст. 205 УК РФ (теракт) в фабулу уголовного дела могут появиться только после соответствующих результатов лабораторных экспертиз. Спектральный анализ может выявить следы взрывчатых веществ в тканях и металле с абсолютной точностью, а характер разрушения обшивки самолета укажет специалистам на тип и мощность заложенной в него бомбы.

В выходные на место крушения А321 на вертолете прибыли специалисты Межгосударственного авиационного комитета, а также эксперты из Египта, Франции, Германии и России. По данным представителя МЧС РФ, специалисты обследуют фрагменты самолета и возьмут необходимые пробы. Кроме того, спасатели МЧС России предоставили экспертам фотовидеоматериалы, снятые на месте крушения. В МАК, в свою очередь, отметили, что территория сбора и осмотра фрагментов воздушного судна в очередной раз увеличена и сейчас ее длина составляет более 13 км.

Самолет А321 компании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эль-Шейха в Петербург, разбился 31 октября над Синайским полуостровом. На борту было 224 человека, в основном жители Петербурга и Ленобласти. Все они погибли.

Ссылки по теме:

В Лондоне и Вашингтоне не исключают, что А321 погиб из-за теракта на борту >>>

Сатановский: В катастрофе А312 нужно искать катарский след >>>

Расшифровка «черных ящиков» А321: пилоты не обсуждали технические неполадки >>>

© 2015, РИА «Новый День»