Внимание младшего школьника

У детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по-разному. У средне - и хорошо успевающих школьников чаще всего наблюдается средний уровень разви­тия внимания, у большинства слабо успевающих школьников наблюдает­ся исходно низкий уровень развития внимания. В дальнейшем в группе успевающих на «4» и «5» от класса к классу происходит интенсивное развитие произвольного внимания. В группах средне- и слабо успевающих пока­затели внимания в первом и втором классах оказываются приблизительно равными, и лишь в третьем классе наблюдается некоторый рост. Таким образом, исследования показали, что стихийное формирование произвольности внимания в наибольшей степени страдает у тех детей, которые плохо подготовлены к школе и уже в первом классе являются слабоуспевающими.

«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребе­нок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Лайдольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить ра­боту и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта коман­да, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту Работы и за все пять минут, в течение которых продолжался пси диагностический эксперимент. Также определяется количеств ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минут первую по пятую, и в целом за все пять минут.

N— количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в тече­ние пяти минут, следующий показатель п — числу ошибок, до­пущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной форму­лы – 300);

В процессе обработки результатов вычисляются пять поми­нутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости переводятся в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

Что бы повысить внимательность своего младшего школьника, можно предложить игру «Сегодня - лучше, чем вчера». В основе - корректурный тест, включающий в себя следующую деятельность: построчно, справа налево, просмотреть бланк и отметить определенный элемент за отведенное время (5 минут). Правило выполнения задания: работу начинать и заканчивать строго по сигналу. Фиксируется: количество просмотренных элементов и количество ошибок (пропуск элемента, ошибочное вычеркивание). В каче­стве рабочего материала используются печатные тексты из детских книг с крупным шрифтом. Работа разбивается на ряд этапов (продолжительность этапа – неделя). На каждом этапе ребенок выполняют задания одинаковой трудности. Сложность задания увеличивается по этапам. Варианты усложнения являются одновременно вариантами разнообразия форм подачи материала, что является психологи­ческим условием формирования устойчивости внимания:

Немедикаментозное лечение дефицита внимания с гиперактивностью

На выбор лечения влияют тяжесть симптомов, мнение родителей, воспитателей, школьных работников и самих детей. Он также зависит от того, насколько окружающая среда способна смягчать проявления заболевания, а также от эффективности предшествующего лечения. В настоящее время предпочтение отдается комплексному («мультимодальному») подходу, объединяющему медикаментозную терапию и методы психосоциальной коррекции. Медикаментозное и психосоциальное воздействие взаимно дополняют друг друга. Например, психосоциальная коррекция может улучшать состояние больного в тот период, когда эффект медикаментозной терапии снижается.

Разработаны различные немедикаментозные методы, в том числе предусматривающие коррекцию поведения и применяющиеся в домашних или школьных условиях. Созданы методики, предназначенные для тренинга родителей и обучающие их, например, как реагировать в непредвиденных ситуациях. Большое значение могут иметь ведение ежедневного дневника, отражающего поведение в школе и дома, а также специальная символическая система оценки поведения. По данным Cantwell (1996), тренинг родителей укрепляет их уверенность в себе, помогает ослабить проявления деструктивного поведения в домашних условиях, уменьшает напряженность в семье. Cantwell также упоминает о таких методиках, как психологическое консультирование родителей, коррекция атмосферы в школе, групповая терапия, направленная на выработку социальных навыков, индивидуальное консультирование или психотерапия, направленные на повышение самооценки, уменьшение депрессии, тревоги, усиление контроля над импульсами, совершенствование социальных навыков. Важной составляющей благоприятной школьной атмосферы является хорошо оборудованная классная комната.

Психостимуляторы в лечении дефицита внимания с гиперактивностью

Психостимуляторы - основной класс препаратов, применяемых при дефиците внимания с гиперактивностью. Из числа психостимуляторов наиболее широко используются метилфенидат (риталин), декстрамфетамин (декседрин) ипемолин (цилерт). Помимо декстрамфетамина выпускается смешанная амфетаминовая соль под назаванием аддерал, она содержит комбинацию рацемического амфетамина и декстрамфетамина. Популярность метил-фенидата и декстрамфетамина объясняется их быстрым драматическим эффектом и низкой стоимостью. Это относительно безопасные препараты, имеющие широкое терапевтическое окно. Они оказывают положительное действие главным образом на беспокойство, гиперактивность, импульсивность, деструктивное и агрессивное поведение.

Психостимуляторы ослабляют избыточную активность в ситуации организованной деятельности, например, на занятиях в школе; они уменьшают негативизм и агрессивность, повышая управляемость, академическую успеваемость и продуктивность. Вне рамок организованной деятельности их эффект менее постоянен. Препараты улучшают взаимоотношения детей с родителями, братьями и сестрами, сверстниками, учителями, а также внутрисемейные отношения в целом. Благодаря препаратам становится возможным более продуктивное участие ребенка в некоторых формах активного досуга, например, в спортивных соревнованиях или играх.

Выбор препарата

Метилфенидат обычно считается препаратом первого выбора при дефиците внимания с гиперактивностью, однако декстрамфетамин не менее эффективен и оказывает столь же благоприятное действие на гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность. Хотя оба препарата, по-видимому, одинаково эффективны, присутствует фактор индивидуальной чувствительности: примерно четверть больных реагирует только на один или только на другой препарат, но не на оба. Тем не менее метилфенидат представляется несколько более предпочтительным, поскольку в большей степени уменьшает двигательную активность. В целом, психостимуляторы гораздо более эффективны, чем плацебо, которое вызывает улучшение лишь у 18% детей с дефицитом внимания с гиперактивностью. Эффективность психостимуляторов у детей дошкольного возраста и взрослых более вариабельна.

Пемолин, вероятно, менее эффективен, чем два вышеописанных психостимулятора. До последнего времени он считался препаратом третьего ряда и назначался при неэффективности метилфенидата и декстрамфетамина. Однако после недавних сообщений о случаях тяжелого токсического поражения печени с развитием печеночной недостаточности его стали применять значительно реже. Одним из претендентов на роль препарата третьего ряда является бупропион (веллбутрин), который, несмотря на известный риск снижения порога возникновения эпилептических припадков, оказывает положительное действие при дефиците внимания с гиперактивностью.

Следующей альтернативой являются трициклические антидепрессанты, в первую очередь те из них, которые в меньшей степени вызывают кардиальные побочные эффекты (нортриптиллин или имипрамин) или агонисты альфа-адренорецепторов. Последние могут быть препаратом выбора у детей, имеющих тики либо указание на тики или синдром Туретга в семейном анамнезе. В настоящее время применяют два агониста альфа-адренорецепторов - клонидин (выпускается в форме таблеток и в виде кожного пластыря) и гуанфацин (выпускается только в таблетированной форме). Гуанфацин в меньшей степени вызывает седативный эффект, чем клонидин. Вслед за этим может быть рассмотрен вопрос о назначении нормотимических средств - вальпроевой кислоты, солей лития, карбамазепина. Они особенно показаны при наличии коморбидных аффективных расстройств или указаний на подобные состояния в семейном анамнезе. В отсутствие кардиальной патологии (по данным анамнеза и ЭКГ) возможно применение дезипрамина. Однако назначать его следует с осторожностью, поскольку имеются сообщения о четырех случаях внезапной смерти, связанных с его применением. Причем в трех случаях он был назначен по поводу дефицита внимания с гиперактивностью. Необходимо заметить, что полезность специальных диет и витаминов не доказана, более того, иногда они способны принести вред.

Физиологические и психофизиологические эффекты психостимуляторов

Психостимуляторы оказывают возбуждающее действие на дыхательный центр в продолговатом мозге, но не оказывают сколько-нибудь значимого влияния на частоту дыхания. Они также стимулируют ретикулярную активирующую систему, что иногда приводит к инсомнии, но, вместе с тем, может отчасти объяснить их положительное влияние на внимание и способность выполнять тесты. За счет прямого действия на сердечно-сосудистую систему возможно легкое увеличение систолического и диастолического давления, которое, однако, редко бывает клинически значимым. Психостимуляторы расслабляют гладкую мускулатуру бронхов, вызывают сокращение сфинктера мочевого пузыря, иногда - непредвиденные желудочно-кишечные расстройства. Сообщалось о способности дектрамфетамина подавлять ночную секрецию пролактина.