Как улучшить внимание ребенка?

Чтобы хорошо учиться, ребенок должен обладать интеллектом, соответствующим возрасту, хорошим вниманием и усидчивостью. Но бывают ситуации, когда умный и сообразительный ребенок начинает приносить из школы плохие оценки и жалобы от учителей. С чем это может быть связано?

Плохая успеваемость в школе может быть связана с невнимательностью – ребенок не может долго удерживать внимание на предмете, быстро теряет интерес к словам учителя, и в результате приносит из школы плохие оценки.

Прежде чем говорить о проблемах, связанных с вниманием, следует разобраться, что такое внимание, и по каким критериям делаются выводы о расстройстве внимания.

Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание требует подключения силы воли, например, чтобы слушать учителя и усваивать не самую интересную информацию во время урока. Непроизвольное внимание активируется, когда перед ребенком возникает что-то интересное, например, ему дают новую игрушку. В этом случае для концентрации внимания не требуется задействовать силу воли.

У внимания есть ряд свойств: концентрация, объем, устойчивость и переключаемость. Когда мы говорим о концентрации, мы подразумеваем способность выделять какое-либо явление из общего фона и удерживать на нем внимание. Например, ребенок пришел на урок, и он случает учителя, вместо того, чтобы отвлекаться на разговоры с одноклассниками или наблюдать через окно за игрой детей на школьной площадке.

Объем внимания говорит о том, сколько предметов одновременно ребенок может осознать. Например, переходя через дорогу, ребенок не забывает смотреть по сторонам, следить за сигналами светофора, и при этом он может вести интересную беседу с другом.

Устойчивость внимания – способность удерживать интерес к определенному объекту, не теряя концентрации внимания. Это качество характеризуется длительностью – как долго ребенок сможет не терять интереса к уроку или выполнению домашнего задания. Дети с неустойчивым вниманием быстро теряют интерес даже к развлечениям и игрушкам.

Еще одно свойство внимания – переключаемость. Это говорит о способности переключать внимание с одного предмета на другой. Например, после урока русского языка ребенок перестраивается и уже готов заниматься математикой. Высокая скорость переключения внимания вызывает повышенную отвлекаемость – любой пустяк способен отвлечь ребенка от выполнения домашнего задания. Низкая переключаемость внимания может вызывать рассеянность – неспособность удерживать внимание на нескольких предметах одновременно.

Дефицит внимания

Проблемы внимания встречаются при поведенческом расстройстве – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Гиперактивность не является заболеванием, это функциональное расстройство поведения, которое обычно проходит в процессе взросления ребенка.

Самым ярким проявлением гиперактивности является сочетание расстройства внимания с импульсивностью – ребенок не может контролировать свое поведение. Такие дети очень активны, все время находятся в движении, говорят быстро, забывая, о чем начали говорить, перебивают, не выслушав указания старших. Гиперактивные дети бывают непослушными не по злому умыслу, а по причине своей нетерпеливости и неумения выслушать до конца. О полученных инструкциях они быстро забывают.

Складывается ощущение, что ребенок живет на большой скорости – он торопится, быстро отвлекается и быстро теряет интерес ко всему, он томится и ерзает на уроках, спешит все попробовать и исследовать. Все это делает ребенка нетерпеливым и шумным.

Как улучшить внимание

Если причиной повышенной отвлекаемости и невнимательности является гиперактивность (а не обычная недисциплинированность, когда ребенка не приучили к усидчивости), то хорошие результаты дают коррекционные методики, которые проводят детские психологи. Обычно такая работа результативна, только положительные изменения наступают не так быстро, как хотелось бы.

Другой путь для улучшения внимания – детские успокаивающие препараты. Такие средства помогают ребенку успокоиться, «сбавить скорость» и стать более собранным.

Многие мамы боятся давать детям успокаивающие средства по причине их седативного эффекта – ребенок может стать сонливым и заторможенным.

В этом случае может быть рекомендовано успокаивающее средство, помогающее ребенку и успокоиться, и одновременно сохранить дневную активность. К таким препаратам относится Тенотен детский.

Почему Тенотен детский может быть рекомендован детям школьного возраста:

1. Этот препарат действует мягко, не вызывая сонливости и заторможенности. На фоне приема препарата у ребенка может сохранится дневная активность, способность усваивать новые знания.

2. Препарат улучшает питание клеток головного мозга, что ускоряет процесс созревания нервной системы.

3. Тенотен детский может улучшать концентрацию внимания, память и усидчивость. Внимание может стать более устойчивым.

4. Лекарство способствует улучшению настроения ребенка за счет уменьшения нервного напряжения.

5. Препарат создан специально для детей, с учетом особенностей нервной системы ребенка.

Заключение

Работа над улучшением внимания ребенка – это задача для всей семьи. Психолог подскажет, какие упражнения помогут развить внимание и усидчивость у вашего ребенка, но основной груз работы ложится на семью.

Ребенку будет легче адаптироваться во взрослом возрасте, если его с детства приучат к дисциплине и ответственности за свои поступки. Воля к труду, умение управлять своими желаниями и поступками – все это пригодится во взрослой жизни.

* У медицинского препарата есть противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией перед применением.