«Химический состав клетки», 10 класс. ( Написать конспект)

Тема « Химический состав клетки», 10 класс. ( Написать конспект)

Цели урока:

Образовательные . сформировать знания о роли химических элементов, воды, катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.

Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Изучение нового материала.

- Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

С.Щипачев

-Как вы понимаете значение этих слов?

Рассматривая нахождение химических элементов на Земле, обычно принимают во внимание три сферы неживой природы: атмосферу, гидросферу, литосферу и четвертую сферу – область существования живых организмов – биосферу. Русский ученый В.И.Вернадский, проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок. Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли. Действительно, к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие около 70 элементов периодической системы.

Винсон Браун сказал о том, что «накопление знаний подобно росту дерева» и я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой знаний о химическом составе клетки, о роли химических элементов, воды, минеральных солей в жизнедеятельности клетки.

Тема урока: » Химический состав клетки».

1. Поверьте свои знания по этой теме (фронт-.парн.раб).

Тест «Неорганические вещества клетки»

1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке?

а) 24; б)70; в) 150.

2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?

а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.

3. В каких клетках человека больше всего воды?

а) Жировых; б) костных; в) нервных.

4. Каковы функции воды в клетке?

а) Передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

5. К гидрофобным веществам относят:

а) соли; б) сахар; в) жиры.

6. Какие ионы входят в состав гемоглобина?

а) Mg2+; б) Fe2+; в) Zn2+.

7. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?

а) Атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

8. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

9. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

10. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

11. Угол между валентными связями Н–О–Н в молекуле воды составляет:

а) 90°; б) 104,5°; в) 120°.

12. Чем объясняется относительное постоянство реакции среды содержимого клетки?

а) Тургором; в) осмосом; в) буферностью.

- Всё ли у вас получилось?

- На какие вопросы знаний оказалось недостаточно?

-Сформулируйте цели урока.

Задание 1.

Цель: Охарактеризуйте элементный состав клетке.

-Назовите химические элементы, % содержание которых максимально.

-Разделите элементы на группы по признаку и % содержания в клетке

Элемент Количество, % Элемент Количество, %

Кислород 65-75 Кальций 0,04-2,00

Углерод 15-18 Магний 0,02-0,03

Водород 8-10 Натрий 0,02-0,03

Азот 1,5-3,0 Железо 0,01-0,015

Фосфор 0,2-1,0 Цинк 0,0003

Калий 0,15-0, Медь 0,0002

Сера 0,15-0,2 Иод 0,0001

Хлор 0,05-0,10 Фтор 0,000

Вывод: по содержанию в клетке, все элементы можно разделить на:

- макроэлементы ( концентр. не превышает 0,001%)

- микроэлементы (от 0,001% до 0,000001%)

- ультрамикроэлементы (не превышает 0,000001%)

В чем же принципиальное различие в поведении макро- и микроэлементов в организме?

Микроэлементы неравномерно распределены между тканями и часто обладают сродством к определенному типу тканей и органов. Так цинк аккумулируется в поджелудочной железе; молибден - в почках; барий – в сетчатке глаза; стронций – в костях; йод – в щитовидной железе.

Содержание макроэлементов в организме достаточно постоянно, но даже сравнительно большие отклонения от нормы совместимы с жизнедеятельностью организма. Напротив, уже незначительные отклонения содержания микроэлементов от нормы вызывают тяжелые заболевания. Анализ на содержание отдельных микроэлементов в органах и тканях – чувствительный диагностический тест, позволяющий обнаруживать и лечить различные заболевания. Так, снижение содержания цинка в плазме крови – обязательное следствие инфаркта миокарда. Уменьшение содержания лития в крови – показатель гипертонического заболевания.

- Из элементов состоят все вещества клетки. А какие вещества клетки вам известны?

- Какие именно неорганические вещества входят в состав клетки?

- А что относится к органическим веществам клетки?