Свежие публикации

Материалы и методы исследования

Исследование проводилась в период с 2000 – 2005г. г. на кафедре детской, подростковой психиатрии. медицинской психологии с курсом наркологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования. на базе детских клинических отделений и эпилептологического кабинета Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1 (ЧОКСПНБ №1) и носило ретроспективно – проспективный характер. Для реализации цели и задач исследования было обследовано 346 детей в возрасте от 3 до 18 лет с наличием в клинической картине эпилепсии в соответствии с диагностическими указаниями МКБ-10 раздела G-40, а также психических и поведенческих расстройств в межприступном периоде в соответствии с диагностическими указаниями МКБ–10, разделов F00 – F09, F70 – F79, F80 – F89, F90 – F99.

Учитывая цель и задачи настоящей работы необходимо было соотнести выявленные психические расстройства со сроками появления эпилепсии и определить их взаимосвязь. С этой целью было выделено две группы обследуемых. Первая группа была представлена детьми, у которых психопатологические расстройства возникли после появления эпилептических приступов, она составила 156 человек (45,1%). Вторая группа – 190 пациентов (54,9%), у которых психические нарушения наблюдались уже до развития эпилепсии, в преморбиде. Такой методологический подход позволял квалифицировать выявленные психические расстройства, систематизировать их и сопоставить с эпилепсией.

В основу изучения была положена модель исследования, включающая клинические, психологические, логопедические и инструментальные методы диагностики. Клиническое обследование складывалось из психопатологического комплекса, содержавшего клинико-анамнестический, клинико-психопатологический и клинико-динамический методы. С целью единого подхода к квалификации психических расстройств постановка ведущих психопатологических синдромов проводилась в соответствии с МКБ–10 психиатрического раздела. В отдельных случаях при описании и интерпретации психических нарушений использовались разделы отечественной классификации (Ковалев В. В. 1979, 1995) и рубрики МКБ-10 неврологического раздела (Дубровская Н. Г. с соавт. 2002). Соматоневрологическое обследование осуществлялось по общепринятой схеме и включало комплексную оценку состояния соматического и неврологического здоровья детей.

Для определения уровня интеллектуального развития применялся адаптированный вариант методики Векслера, а для изучения нарушений высших психических функций проводилось нейропсихологическое обследование комплексом методик, разработанных А. Р.Лурия (1969) и адаптированных для детского возраста Э. Г.Симерницкой (1985) и А. В.Семенович (2002). Кроме того, все дети были подвергнуты логопедическому обследованию. Наряду с этим в диагностический комплекс были включены нейрофизиологические (ЭЭГ) и нейрорадиологические (КТ, МРТ головного мозга) методы. Данные клинического обследования дополнялись сведениями, полученными при изучении медицинской документации, школьных характеристик. Осуществлялось исследование отдельных клинико-социологических данных: анализ структуры семьи, семейных взаимоотношений .

Статистический анализ полученных данных осуществлялся с использованием программы SPSS ver.13.0. С целью сравнения выделенных групп по значению показателей был использован статистический критерий Манна-Уитни. За уровень значимости различий была выбрана величина р<0,05. Для оценки взаимосвязи качественных показателей использовались таблицы сопряженности. В качестве критерия достоверности наличия связи между признаками выступали критерий Пирсона (χ²) и коэффициент Крамера (V). Кроме того, при обработке психологических и нейропсихологических результатов обследования использовались критерий Стьюдента (t), критерий Колмогорова-Смирнова (λ) и коэффициент корреляции Спирмена (r) (Реброва О. Ю. 2006).

Результаты исследования

В результате данных, полученных из указанных выше диагностических источников, всем обследуемым детям (n=346) был выставлен диагноз эпилепсии в соответствии с Международной классификацией эпилепсий и эпилептических синдромов (Нью-Дели, 1989), проектом новой классификации эпилептических синдромов (Endel J. 2001; Avanzini G. 2004), а также МКБ-10 раздела G40–G-47 (табл.1).