Неосознаваемые психические явления: их классификация и динамические связи с осознаваемым

Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю. Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления натри больших класса.

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

3. "Надсознательные" процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются как бы сами собой, без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо врожденные, либо сформировались очень рано, в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, хватание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые - вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;

неосознаваемые установки - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. Например, мышечная преднастройка к осуществлению физического действия называется моторной установкой. Готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом - перцептивная установка. Готовность решать проблемы и задачи определенным способом - умственная установка. Установка имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к действию, имеет возможность осуществить его более эффективно и экономично;

неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет. Или другой пример: на лице человека, наблюдающего за кем-то, испытывающим боль, появляется горестная гримаса, и он не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика). Они также являются объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека - его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у него в самом начале врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, наоборот, с трудом становится достоянием сознания, но вместе с тем обладает большим энергетическим зарядом и влияет на сознание, проникая туда в измененном виде как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы. Фрейд считал, что истинные причины поведения человеком не осознаются, они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе - психоанализе.

Выдающийся отечественный психолог А. Н.Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознается. Однако они могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек может осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога, однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

"Надсознательные процессы" - это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня вдень, в течение длительного времени. Размышляя, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется - иногда это происходит неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако он не имеет представления о ходе последнего. "Надсознательное" - это процессы, происходящие //осознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными участками, они как целое находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Тем не менее следует сказать, что сознательное и бессознательное - это не противоположности, а частные проявления психического.