Шизофрения и другие психические расстройства в необычной судьбе гениев (I)

Гениальный австралийский пианист Дэвид Хелфготт. ставший героем «оскароносного» фильма.

История жизни безумного гения - одного из лучших пианистов современности Дэвида Хелфготта стала основой австралийского фильма «Блеск» (Shine) режиссера Скотта Хикса, снятого в 1996 году. Напомним, что фильм удостоился семи номина­ций на «Оскар» (включая главные - за фильм, режиссуру, сценарий) и «Оскара» за лучшую мужскую роль, исполненную Джеффри Рашем, с которым Хелфготта роднит только мироощущение, но и поразительное внешнее сходство. Речь в картине идёт о вирту­озе-пианисте, с которым в молодости случилось помрачение рассудка на почве чрезмерно эмо­ционального переживания собственного исключительного дара. Однако блеск таланта победил мрак безумия. Дэвид, сын бедного еврейского иммигранта из Польши, страдая атипичной ши­зофренией, нашёл спасение в своём искусстве и сумел успешно выступать на публике. Примечательно, что сам Хелфготт, пианист-вундеркинд, ещё в детстве «выпавший из гнезда кукушки», сыграл на оскаровской церемонии «Полет шмеля». Посмотрев эту эпическо-трагическую картину, можно по достоинс­тву оценить музыку великого пианиста Дэвида Хелфготта. Когда Дэвиду было 14 лет, его игрой восхитился Айзек Стерн, благодаря которому Хелфготт смог получить блес­тящее образование за границей, в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Его выступления неизменно сопровождались бурными овациями - однако гениаль­ный пианист, с детства страдающий нервными расстройствами и фобиями, не смог справиться с обрушившейся на него славой и в 1972 году был вынужден вернуться в родную Австралию. Целых 12 лет он провёл в полной изоляции от мира. И только настоящая любовь взрослой женщины, готовой идти на все ради спокойствия и благополучия мучимого гения, помогла Дэвиду вынырнуть из мрачного омута безумия навстречу свету и человеческому теплу, открыв ему новый, яркий мир за гранью му­зыкальной партитуры.

В 1984 г. Хелфготт вернулся на сцену, выступал с концертами по всей Европе. Его датское выступление 1995 года, где пианист феноменально исполнил Третий кон­церт Рахманинова, было снято на плёнку и вошло в анналы музыкальной истории. А год спустя на экраны вышел фильм «Блеск», принёсший ему мировую известность. Сегодня Дэвид Хелфготт продолжает концертную деятельность в Европе, Азии, Аф­рике и Австралии и записывает альбомы, преимущественно из произведений ком­позиторов-романтиков.

Луис Уейн (Louis William Wain), (5 августа 1860 — 4 июля 1939) — английский ху­дожник, известный своими многочисленными антропоморфными изображениями котов, кошек и котят.

Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года в Клеркенвелл в Лондоне. Он был старшим ребёнком в семье, среди пяти сестёр, ни одна из которых никогда не вы­шла замуж. В возрасте тридцати лет самая младшая сестра была признана сумас­шедшей и помещена в сумасшедший дом. Оставшиеся сестры всю свою жизнь про­жили с матерью, почти как и сам Луис, который прожил с матерью большую часть своей жизни. Мать Луиса занималась оформлением церквей и созданием узоров для турецких ковров.

В детстве Луис часто прогуливал школу и подолгу гулял по Лондону. Закончив учиться, Уэйн поступил в школу искусств Западного Лондона, а по её окончании не­которое время преподавал. Когда ему было 20 лет, его отец умер, и ему пришлось содержать свою мать и сестёр.

Вскоре после смерти отца Луис оставляет преподавание и становится свободным худож­ником. В основном он рисует животных и де­ревенскую жизнь, сотрудничая с несколькими журналами, включая «Illustrated Sporting and Dramatic News» и «Illustrated London News». В 1880-х гг. работы Луиса Уэйна изображали в большинстве английскую сельскую жизнь: дома, усадьбы и животных, которых ему при­ходилось зарисовывать на сельскохозяйствен­ных выставках. В его работах того периода фигурирует много животных, умение рисовать которых он сохранил на всю жизнь.

В возрасте двадцати трёх лет Уэйн, вопреки воле семьи, женится на гувернантке своих сестёр Эмили Ричардсон, которая была старше его на десять лет, и переезжает жить к ней в Хэмпстед на севере Лондона. Вскоре у Эмили обнаруживаете рак и она умирает через три года после свадьбы. Во время болезни единственным утешением Эмили был домашний черно-белый котёнок Питер (точнее, Питер Великий, в честь Петра Алексеевича). Чтобы порадовать Эмили, Уэйн обучил его различным трюкам: кот носил очки и сидел смирно пере; книгой, делая вид, что читает. В это время сам Луис начинает рисовать с него многочисленные эскизы. Позже Уэйн писал о Питере: «именно ему принадлежит заложение основы для моей карьеры, он дал мне толчок для развития моих навыков и дал основу для моих работ». Питер изображён на многих ранних работах Уэйна.

В 1886 году Уэйн получает заказ на оформление детской книжки «Заведение мадам Табби». Первый рисунок Уэйна с похожими на человека кошками был опубликован в рождественском выпуске «llustrated London News» под названием «Рождественская вечеринка котят» («A Kittens'Christmas Party»). На рисунке, составлен ном из 11 секций, были изображены 150 кошек (многие из которых были похожи на Питера), отсылающие приглашения, держащие шарики, говорящие и играющие в игры. На этом рисунке кошки все ещё ходили на четырёх лапах, были без одежды и не имели того самого характерного для картин Уэйна выражения морды, так похожего на человеческое лицо. В последующие годы кошки Уэйна встали на задние лапы, стали широко улыбаться, использовать иную, почти человеческую мимику и носить обычную людскую одежду. На картинах Уэйна кошки играют на музыкальных инструментах, пьют чай, играют в карты, рыбачат, курят и слушают оперу.

На протяжении следующих 30 лет Уэйн активно творит, иногда создавая до 600 рисунков в год. Он иллюстрировал около сотни книг для детей, и его работы час то появлялись в газетах и журналах, включая «Ежегодник Луиса Уэйна» (Louis Wain Annual), который выходил с 1901 по 1915 гг. В 1902 году английская почта разрешила целиком заполнять лицевую сторону открыток изображением, и с тех пор открытки с рисунками Уэйна обрели огромную популярность. иллюстрации Уэйна часто пародировали челове­ческое поведение, были яркой сатирой на модные те­чения и тенденции, появлявшиеся в обществе. Уэйн так любил кошек, что однажды заметив, как кошка перебе­гает дорогу, а навстречу ей несётся автобус, сам ловко запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Очнувшись в больнице, Уэйн первым делом спросил о состоянии кота.

Также он писал: «Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживлённое место и просто рисую людей в их обычных позах как кошек, наделяя их как можно более человеческими чертами. Это придаёт моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками».

Борьба за права животных. Уэйн участвовал в нескольких благотворительных обществах, работавших на благо животных, таких как Правящий совет лиги наших бессловесных друзей, Общество защиты кошек, и Общество против вивисекции. В 1890 г. Уэйн избирается президентом Английского Национального кошачьего клу­ба. Уэйн надеялся, что эта деятельность поможет «изжить всю ненависть к кошкам» в Англии.

Герберт Уэллс говорил о нём: «Он превратил себя в кота. Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны сты­диться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».

Первая мировая война и финансовые затруднения. Несмотря на популярность, всю свою жизнь Уэйн испытывал финансовые трудности. Он должен был содержать мать и сестёр, но у него не было «деловой жилки». Уэйн был простодушен, и его было легко обмануть, его часто втягивали в финансовые авантюры. Он никогда не тор­говался, что не раз подводило его в издательском мире. Он не заботился об авто­рских правах на рисунки, и часто продавал свои рисунки целиком, не оставляя себе прав на их переиздание. В 1907 г. он был привлечён к суду города Кент за крупный долг, и Уэйн был вынужден бежать в Америку, чтобы избежать скандала, надеясь вернуться на родину через несколько месяцев. В Нью-Йорке его выставка была теп­ло встречена публикой. В США Уэйн продолжает заниматься рисованием комиксов для Hearst Newpapers и вкладывает практически все свои деньги в какое-то «чудес­ное изобретение», которое так и не было реализовано. В 1910 г. в Англии умирает мать художника, и Уэйн решает вернуться на родину. Во время Первой мировой войны Луис Уэйн практически лишился средств к существованию, а после войны оказался на грани нищеты. С 1914 по 1918 годы Уэйн получил лишь шесть заказов на иллюстрацию книг.

На рисунке, сделанном Уэйном во время пребывания в психиатрическом госпи­тале, хорошо видны абстрактные узоры на заднем плане. Известно, что последние годы своей жизни Луис страдал от шизофрении. Луиса Уэйна всегда считали доста­точно обаятельным, но странным человеком: он постоянно путался и не мог отли­чить факты от вымысла. Постепенно его эксцентричность превратилась в серьёзное психическое заболевание. У него обнаружилось психическое расстройство, кото­рое стало прогрессировать с годами. С момента начала болезни популярность Уэй­на стала падать. Поведение и личные качества Уэйна сильно изменились, он начал страдать от галлюцинаций. Раньше Луис был мягким и доверчивым человеком, но позже стал агрессивным и подозрительным, особенно к своим сёстрам. Он заявляя что мелькание кадров на киноэкране воровало электричество из их мозгов, и что они воруют у него деньги. Он начал бродить по улицам ночью, стал часто переставлять мебель в доме и проводил время в одиночестве, запершись в своей комнате, где писал бессвязные тексты.

В 1924 году Луис был помещён в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу после того как спустил свою сестру с лестницы. Через год он был обнаружен прессой и обстоятельства его болезни были преданы широкой огласке, что привело к визитам таких знаме­нитых людей, как Герберт Уэллс, Дэн Райдер и личному вмешательству в дело премьер-министра Великобрита­нии. Был организован фонд помощи художнику, и Уэйн был переведён в Бетлемскую королевскую больницу и затем, в 1930 году, в больницу Нэпсбери рядом с Сент-Элбанс в Хертфордшире, к северу от Лондона. В этой клинике было относительно уютно, там был сад и целый кошачий питомник, и Уэйн провёл там свои последние годы вполне мирно. Хотя болезнь прогрессировала, его бывшая мягкая натура вернулась к нему и он про­должал рисовать в своё удовольствие. Его работы этого периода характеризуются яркими оттенками и цветами, сложными абстрактными узорами, хотя основная его тема — кошки — долгое время оставалась неизменной, пока не была окончательно вытеснена фракталоподобными узорами.

В последние дни своей жизни Уэйн окончательно потерял рассудок и был при­кован к постели. Он каждый раз поднимал громкий крик, когда к нему подходили врачи, чтобы сделать процедуры. Скончался художник 4 июля 1939 г. от отказа по­чек и атеросклероза.

Работы Луиса Уэйна снова получили популярность в 90-х годах XX века. Мно­гочисленные открытки с рисунками Уэйна стали объектом коллекционирования, цена на них подскочила до 500—800 долларов США. Оригинальные рисунки и ак­варели продаются по цене от 5 до 35 тысяч долларов.

Из книги "Шизофрения: необычные люди среди странных людей" О.Чабана, Е.Хаустовой, Е.Жабенко, Н.Жабенко. - К. 2012.

Переглядів. 306 | Додав. Ganna | Рейтинг. 5.0 / 1