Социальная защита инвалидов из числа лиц, страдающих психическими расстройствами

По данным, приведенным в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2003 г. инвалидность каждого пятого инвалида в России обусловлена психическими заболеваниями. Это позволяет констатировать, что психические расстройства представляют собой важный фактор инвалидизации населения. Лица, страдающие психическими расстройствами, признанные инвалидами, приобретают право на меры социальной защиты и поддержки, которые установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности понимается в Законе как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Решение о признании лица инвалидом принимается федеральным учреждением МСЭ (далее - МСЭ), создание которых предусмотрено ст. 8 Закона о социальной защите инвалидов.

Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ" определены следующие основные задачи федеральных государственных учреждений МСЭ:

проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Структура федеральных государственных учреждений МСЭ включает в себя Федеральное бюро и главные бюро МСЭ, имеющие филиалы - бюро МСЭ в городах и районах (далее - БМСЭ). Названные учреждения различаются между собой по полномочиям и по подчиненности. Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а главное бюро - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Для освидетельствования лиц с психическими расстройствами создаются бюро специализированного профиля (психиатрическое БМСЭ).

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. В данном нормативном акте определены основные виды нарушений функций организма человека, основные категории жизнедеятельности и степень выраженности ограничения этих категорий. Закреплены, кроме того, критерии установления группы инвалидности и определения степени ограничения способности к трудовой деятельности, что имеет важное юридическое значение при назначении пенсий по инвалидности.

МСЭ проводится в соответствующих учреждениях по месту жительства гражданина, а при определенных условиях может проводиться в стационаре, где гражданин находится на излечении, на дому или заочно на основании представленных документов.

Гражданин направляется на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа этих органов или учреждений направить гражданина на МСЭ гражданин имеет право обратиться в учреждение МСЭ самостоятельно при наличии соответствующих медицинских документов.

МСЭ проводится по письменному заявлению гражданина или его законного представителя. Специалисты, проводящие экспертизу, рассматривают представленные сведения, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. В необходимых случаях может проводиться дополнительное освидетельствование.

Датой установления инвалидности считается день поступления заявления гражданина со всеми необходимыми документами. Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III группы - на 1 год. Лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" сроком на один год, на два года или до достижения им возраста 18 лет.

Решение учреждения МСЭ может быть обжаловано в вышестоящее учреждение (главное бюро) или в суд.

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В системе социальной защиты инвалидов традиционно выделяют две подсистемы: реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" в ред. от 23 октября 2003 г.). Она направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и преследует цели социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Объем государственных гарантий в области реабилитации инвалидов определен Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утв. распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. Реабилитационные услуги и технические средства предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме, но при определенных условиях может возмещаться их стоимость.

Учреждение государственной службы МСЭ в случае признания лица инвалидом в течение месяца разрабатывает и утверждает индивидуальную программу реабилитации, которая в трехдневный срок направляется в орган социальной зашиты населения. Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее - ИПР) было утверждено постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. (Настоящему документу отказано в регистрации в Минюсте РФ) ИПР инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями МСЭ, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых инвалиду реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнения. ИПР составляется и реализуется только при наличии согласия инвалида или его законного представителя и выдается на руки инвалиду в виде единой формы (карты) установленного образца. Если инвалид или его законный представитель отказываются подписать ИПР, она приобщается к акту освидетельствования и не выдается. Она является обязательной для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями независимо от форм собственности. ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида реабилитационных услуг или от реализации программы в целом. Но это освобождает соответствующие органы и организации от ответственности за ее исполнение и не дает права инвалиду на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

ИПР может содержать как мероприятия, оплачиваемые за счет средств федерального бюджета или фондов обязательного медицинского страхования и предоставляемые инвалиду бесплатно, так и мероприятия, в оплате которых принимают участие сам гражданин или какие-либо организации или иные физические лица. Объем реабилитационных мероприятий не может быть меньше того, что установлено федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Для лиц, страдающих психическими расстройствами, реабилитация особенно актуальна с точки зрения медико-социального подхода к лечению. Разработка ИПР для инвалида, страдающего психическим расстройством, позволяет учесть индивидуальные особенности личности, специфику течения заболевания и определить перечень необходимых реабилитационных мероприятий. В Докладе Уполномоченного по права человека в РФ за 2000 г. отмечалось, что реабилитация граждан, страдающих психическими расстройствами, - задача, к решению которой в современных экономических условиях должны привлекаться и негосударственные институты. Таков опыт многих стран, где медико-социальные учреждения, добровольные объединения потребителей психиатрической помощи расцениваются как ресурс социальной поддержки больных. В настоящее время в России также действует ряд известных некоммерческих общественных организаций: "Вера и свет", Ассоциация родственников психически больных "Острова надежды", фонд "Психическое здоровье молодежи", Благотворительный фонд "Душа человека", Московский клубный дом и др.

Система обеспечения жизнедеятельности инвалидов является многоаспектной и включает в себя следующие элементы:

медицинскую помощь;

обеспечение беспрепятственного доступа к информации;

обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

обеспечение жилой площадью;

воспитание и обучение детей-инвалидов;

образование инвалидов;

обеспечение занятости и создание надлежащих условий труда для инвалидов;

материальное обеспечение;

социально-бытовое обслуживание;

санаторно-курортное лечение;

транспортное обслуживание инвалидов.

Законом о социальной защите инвалидов (ст. 28.1) урегулированы условия и порядок предоставления лицам с ограниченными возможностями ежемесячной денежной выплаты. Такие выплаты заменили некоторые льготы, ранее предоставлявшиеся инвалидам в натуральной форме.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается в следующих размерах:

инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1400 рублей;

инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам - 1000 рублей;

инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 800 рублей;

инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 500 рублей.

Размер ежемесячной денежной выплаты индексируется в порядке, предусмотренном ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

В результате реформы социальных льгот некоторые категории граждан (в том числе инвалиды) получили право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. На оплату данной социальной услуги направляется 400 рублей в месяц;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. На оплату услуги ежемесячно расходуется 50 рублей.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Гражданин может выбрать форму получения такой помощи: денежную или натуральную. Поскольку закон предоставляет право на получение набора социальных услуг в натуральной форме, гражданин должен ходатайствовать. Для этого ему необходимо в установленный законом срок подать соответствующее заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью или в какой-то его части. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Жилищное обеспечение инвалидов, включая лиц, страдающих психическими расстройствами, с принятием нового Жилищного кодекса РФ, который вступил в силу с 1 марта 2005 г. осуществляется по новым правилам. Статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" проводит дифференциацию порядка обеспечения жильем инвалидов в зависимости от срока постановки на учет для улучшения жилищных условий. Если гражданин встал на учет до 1 января 2005 г. государство сохраняет за собой обязанность обеспечить его жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 28.2. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после указанной даты, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ, т.е. только после проверки уровня доходов и признания их малоимущими. Разработка эффективного механизма обеспечения социальным жильем, как видим, важна еще и потому, что законодательством о социальной защите населения предусмотрено усиление адресности социальной защиты граждан при предоставлении им жилья.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, был утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817. Он включает в себя заболевания, представляющие опасность для окружающих (активные формы туберкулеза всех органов и систем, проказа, ВИЧ-инфекция у детей и др.), и другие виды заболеваний, наличие которых создает определенные неудобства как для самого инвалида, так и для лиц, его окружающих (множественные поражения кожи, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания и т.д.). В него включены также психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

Перечень заболеваний, при наличии которых невозможно совместное проживание с гражданином в одной квартире, в связи с чем должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма (ст. 51 и 57 ЖК РФ) утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378.

Если психически больной проживает в жилом помещении, предоставленном ему по договору социального найма, в случае его временного помещения в психиатрическое учреждение он сохраняет право пользования жилым помещением без ограничения его каким-либо сроком. Но если такое лицо помещено в психоневрологическое учреждение социального обслуживания для постоянного проживания там, оно должно быть снято с регистрационного учета по прежнему месту жительства и освободить занимаемое им жилье.

Законодательство предусматривает финансирование мероприятий по социальной защите инвалидов за счет различных источников: как бюджетов разных уровней, так и иных. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.