Профилактика нервных расстройств в детских садах и школах

Среди учащихся могут встречаться различные нервные расстройства, главным образом функционального характера.

Из наиболее частых симптомов, встречающихся у школьников и характеризующих наличие той или иной степени нервного расстройства, отмечаются следующие.

1) Головные боли, головокружения, ощущение тяжести и шума в голове, т.е. симптомы, связанные с нарушением кровообращения и питания мозга.

2) Расстройства сна: затруднённое засыпание и пробуждение, поверхностность сна, ночные страхи, кошмарные сновидения, иногда вскрикивание и разговоры во сне.

Профилактика ночного испуга требует, в первую очередь, проведения спокойных игр и занятий для ребёнка (рисование, переводные картинки, строительное лото и др.) или прогулки непосредственно перед сном. Давать ужин ребёнку не ближе, как за час до сна, исключив из ужина мясные блюда. Перед сном не следует читать и рассказывать ребёнку страшных рассказов.

3) Повышенная возбудимость и раздражительность или, наоборот, вялость, безразличие, быстрая утомляемость, неуверенность в себе и т. д.

4) Расстройства голоса и речи (заикание и т. д.).

Все эти нарушения не специфичны для какой-либо определённой формы невроза и могут наблюдаться при любых формах нервности у детей.

Как показывают наблюдения, у нервных детей в той или иной степени нарушена адаптация к условиям и требованиям школы, причём это относится не столько к их школьной успеваемости, сколько к особенностям их поведения. Нервные дети иногда отличаются большой рассеянностью, отвлекаемостью, непоседливостью, быстрой утомляемостью, а иногда вялостью, крайней застенчивостью, смущаемостью. В других случаях - чрезмерная развязность, раздражительность, трудная подчиняемость требованиям школьной дисциплины, склонность к конфликтам с товарищами, с учителем.

Что касается причин детской нервности, то последние носят самый разнообразный характер и связаны с неблагоприятными воздействиями на нервную систему ребёнка. Опыт изучения детской нервности в младших классах школы показал, что появление первых нервных признаков у школьников имело место до поступления детей в школу. Однако в отдельных случаях неправильный школьный режим усугубляет течение детских неврозов. Так, утомление к концу учебного дня на нервных детях сказывается значительно резче, чем на здоровых.

Существенное значение в развитии детской нервности имеет отсутствие соответствующего педагогического подхода к нервным детям. Между тем очень важно, чтобы педагог своевременно установил, что имеет дело с нервным ребёнком, и не спешил бы с отрицательной оценкой его, как это иногда бывает. Наоборот, здесь необходимо проявить чуткость и успокоить ребёнка.

С точки зрения профилактики детской нервности большое значение имеет правильная организация режима ребёнка в семье, предусматривающего правильный режим домашнего учебного труда, нормальную продолжительность сна, в соответствии с возрастом, рациональное питание и достаточное пребывание на свежем воздухе.

Принимая во внимание важнейшее значение сна для нервной системы, как восстановительного фактора, следует особенно учесть, что недостаточность сна играет немаловажную роль в происхождении детской нервности. Без полноценного сна нет и полноценного бодрствования.

Задача педагога совместно со школьным врачом - возможно раннее распознавание детской нервности и правильный педагогический подход к нервному ребёнку. Правильная смена труда и отдыха, предупреждение чрезмерного утомления нервных детей и подростков являются очень важными для укрепления их здоровья.

Правильное воспитание, общение с другими детьми, нормальная обстановка жизни создают условия для правильного развития ребёнка.

Педагогам и медицинскому персоналу школы следует интересоваться домашними условиями жизни школьников в целях устранения дефектов домашнего режима и психической травматизации ребёнка. Дети, проявляющие признаки повышенной нервной утомляемости, должны направляться в лесные школы и санатории.

Среди других нервно-психических расстройств, встречающихся более редко среди учащихся, но имеющих серьёзное значение, является эпилепсия.

Эпилепсия характеризуется в основном внезапно наступающими судорожными припадками с полной потерей сознания. Больной эпилепсией обычно с громким криком падает на пол, бьётся в судорогах, лицо его синеет, изо рта появляется пена, иногда прикусывается язык, часты энурез или энкопрез во время припадка. После припадка больной впадает в глубокий сон.

Могут быть и более лёгкие степени эпилептических припадков, когда наступает внезапное головокружение, кратковременная потеря сознания - без падения и судорог - или только помутнение сознания. По окончании припадка больной ничего о нём не помнит.

В возникновении эпилепсии играют роль различные факторы, как, например, заболевания головного мозга, нарушения обмена веществ, травмы головы, а вызывающими моментами могут служить сильный испуг и вообще душевные потрясения.

В школе и семье необходимо избегать всего того, что может вызвать припадок у эпилептиков: чрезмерной нагрузки умственным трудом, резких выговоров и т. п.

К заболеваниям, связанным с поражением нервной системы, относятся и расстройства речи ребёнка - заикание, невнятная речь.

При заикании нормальное течение речи прерывается наступающими вне зависимости от воли судорожными сокращениями дыхательных мышц и мышц речевого аппарата. При тяжёлой форме заикания судорожные сокращения распространяются и на мышцы лица (гримасничание) и на мышцы туловища и конечностей (жестикуляция). Заикание резко усиливается при душевном волнении, при страхе, вследствие чего заики на экзаменах нередко могут давать ответы лишь в письменном виде. Заикание не проявляется при пении.

У детей заикание нередко развивается после истощающих болезней, после психических потрясений или вследствие подражания. Обычно заикание у детей проявляется в возрасте 3-7 лет, наивысшего развития достигает в юношеские годы, а затем начинает ослабевать.

В профилактике заикания большое значение имеет бережное отношение к ребёнку в семье и школе, оберегание от неблагоприятных переживаний (грубых окриков, угроз и т. д.). Чрезвычайно важно устранять возможность подражания детям-заикам.

Что касается других видов невнятного произношения (шепелявости, гнусавости и др.), то здесь значительную роль могут сыграть заболевания носа, горла и другие болезни.

Недостатки речи требуют вмешательства врачей-специалистов (логопедов).

С профилактической точки зрения очень важно следить за тем, чтобы ребёнок слышал только правильную речь и не сталкивался с лицами с дурным выговором или пороком речи. Значение правильной и отчётливой речи учителя очевидно, так как он является примером для своих учеников.

Со стороны школы главная забота должна быть сосредоточена на том, чтобы создать для учащихся с пороками речи спокойную обстановку и добиваться с их стороны медленного и правильного произношения.