П Л А Н

проведения лекции по дисциплине «Клиническая психология»

ВРЕМЯ. 2 часа

ПРОБЛЕМЫ :

Проблема высших психических функций и нейропсихологические нарушения.

Виды патопсихологических нарушений психики человека.

На основании концепции Л.С.Выготского – А.Р.Лурия сформулировать общий подход к проблеме высших психических функций, раскрыть типологию нейро, патопсихологических нарушений психики человека.

Шмарьян А.С. Мозговая патология и психиатрия. М. Медгиз.1949.

Нейропсихология. Тексты. /Под ред. Е.Д. Хомской. М. МГУ, 1984.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М. МГУ, 1986.

Бернштейн А.Н. Клинические приёмы психологического исследования душевнобольных. (Обозрение). М. 1911.

Бехтерев В.М. Обьективное исследование больной личности как основа патологической рефлексологии. Н. Научная медицина, 1922, №3.

Кабанов М.М. Личко А.Е. Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л. 1983.

Меграбян А.А. Теоретические проблемы «Психопатологии». Ерев. 1967.

ЛОГИКА ИЗЛОЖЕНИЯ ЛЕКЦИИ

Вклад нейропсихологии в изучении проблем эмоций, личности, психодиагностику.

Виды нейропсихологических нарушений.

Основание для типологии и виды патопсихологических нарушений (перцепт. процессов; мышления; речи; произвольных движений и действий; эмоций; сознания; личности).

Норма и патология. Аномальное развитие.

= 1 =

«…Высшие формы сознательной деятельности человека не возникают путём эволюции из биологических законов развития мозга, а являются продуктом сложнейших общественнных исторических процессов, результатом общественного труда, применения орудий и общения людей друг с другом посредством кодов языка, сформулированных в общественной истории»- (Лурия А.Р. 1977, с.73).

Все психические функции (и элементарные, и высшие) – результат взаимодействия и биологических, и социальных факторов.

Социальное не просто взаимодействует с биологическим, оно образует новые функциональные системы, используя биологические механизмы, обеспечивая им новые формы работы.

В формировании таких функциональных образований и лежит появление высших форм сознательной деятельности, которые возникают на границе естественного и общественного.

По мнению А.Р.Лурия :

все психические процессы подвергаются социальному влиянию (социально детерменированы);

они же и все формы сознательной психической деятельности, осуществляющиеся мозгом, - подчиняются биологическим закономерностям.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (ВПФ) – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

Это одна из основных проблем современной психологии, в том числе нейропсихологии.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – это сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Как психические системы они создаются путём надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоёв внутри целого. (Л.С. Выготский).

Закономерность формирования ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ – это то, что они первоначально существуют как форма взаимодействия между людьми (интерпсихический процесс ) и лишь позже как полностью внутренний (интрапсихический ).

Психофизиологическая основа ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ – сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющих вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию.

Часть звеньев функциональной системы жёстко «закреплена» за определёнными участками мозга, остальные обладают высокой пластичностью, могут заменять друг друга, что лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом.

Каждая ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ не связана с работой одного мозгового центра или всего мозга как однородного целого, аявляется результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.

В современной нейропсихологии понятие «ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ » - центральное при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга (при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций).

В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредованности и системном характере строенияВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Классическая неврология разделяет синдромы нарушений высших корковых функций при локальных поражениях мозга натри основные группы:

Агнозии (познавательные расстройства)

Апраксии (двигательные расстройства)

Афазии (символические расстройства)

К ним присоединялись и частные: