Психическое расстройство аутизм

Рассмотрим, чем является психическое расстройство аутизм Одно из глубоких расстройств развития, называемое детским аутизмом, встречается редко (примерно 10 – 15 из 10 тыс. детей). Кроме недостаточного развития познавательных и речевых навыков, эти дети имеют тяжелые проблемы в социальном взаимодействии. Они дистанцируются от окружения и не в состоянии поддерживать эмоциональные контакты. Начиная с грудного возраста они не реагируют на нежность матери, не отвечают на ее ласковые взгляды. Они предпочитают играть в одиночестве, у них часто возникают ритуальные действия, они склонны к повторяющимся формам поведения (так называемые стереотипиям), таким, например, как раскачивание или кивание. Их игры также носят повторяющийся характер – они могут часами проводить время за выстраиванием в ряд или перестановку с места на место игрушек. Творческие игры с куклами или плюшевыми зверушками для них так же ограниченны, как и игры на взаимодействие с другими (например «ку-ку»).

Около 50% аутичных детей обучаются говорить, хотя их способность обучаться речи часто замедлена, а интонация и речевые обороты искажены и расстроены.

Психическое расстройство аутизм. Большинство очень маленьких аутичных детей почти не разговаривают; для них представляет большую трудность «развязать язык», пустить в ход речевые способности. Если они и говорят, то без устали тараторят или употребляют слова неподходящим образом. Как правило, недостаток речевого развития или применение бессмысленных рифмованных слов до конца третьего года жизни является (вместе с другими симптомами) основанием для установления этого диагноза.

Некоторые аутичные дети вначале ведут себя нормально и лишь в 2-2,5 летнем возрасте появляются симптомы этого расстройства. В таких случаях можно иметь дело не только с аутизмом, но и с другими расстройствами, такими, как элективный (избирательный) мутизм или шизофрения. Дети с элективным мутизмом отличаются от аутистичных детей тем, что они способны нормально говорить и поддерживать социальные контакты.

Хотя в прошлом причину аутизма находили в том, что родители пренебрегают своими обязанностями, данные современных исследований показывают, что причиной его могут быть неврологические расстройства и другие, неустановленные до сих пор факторы. Аутизм редко встречается несколько раз в одной семье. Тем не менее у братьев и сестер аутичных детей относительно чаще, чем у других людей, встречаются речевые расстройства, трудности в обучении и умственная отсталость. В отличие от детей с синдромом Дауна, аутичные дети обычно имеют правильные черты лица, хотя их мимика не столь выразительна, как у других.

Родители детей с этим расстройством могут быть крайне огорчены тем, что не способны установить с ними связь и эмоциональный контакт.

Этапы раннего детского развития

Психическое расстройство аутизм. Как можно помочь умственно отсталым детям и контролировать их поведенческие проблемы?

Умственно отсталые дети проходят соответствующие стадии развития гораздо медленнее, чем их здоровые сверстники, которые, как правило, соматически более крепкие и более рослые, чем они. Таким образом, можно говорить о том, что умственно отсталые дети «упрямо задерживаются» на предыдущих стадиях развития. Если приступы ярости и упрямства у двухлетних детей не признак патологии, то у умственно отсталых детей эта фаза задерживается до 4 лет и более. К такому затяжному течению возрастных фаз развития необходимо относиться с вдумчивым вниманием и терпением, это даст возможность родителям оказать помощь своим детям и контролировать их поведение. Ниже приводятся некоторые рекомендации и пожелания, основанные на положениях поведенческой психотерапии.

• Приступайте к разрешению только одной проблемы одновременно. Концентрируйте свое внимание на конкретном образце поведения, которому вы хотите обучить ребенка, например, проситься на горшок или переходить улицу.

• Судите о поведении ребенка с точки зрения его индивидуального развития, не обращая внимания на его возраст. Если вы не знаете, какому возрасту соответствует уровень развития вашего ребенка, проконсультируйтесь по этому поводу с психологом, получившим специализацию в области работы с умственно отсталыми детьми. Знание о том, какому возрастному периоду соответствует индивидуальный уровень развития вашего ребенка окажет вам помощь в понимании того, почему он так себя ведет и как нужно вам вести себя.

• Требуя от ребенка желательного поведения, имейте в виду то, что вы должны служить для него примером. Наблюдайте, как в таких случаях ведут себя другие родители детей с аналогичными проблемами.

• Не реагируйте на нежелательное поведение ребенка шлепаньем или выговором, игнорируйте такое поведение, как бы это ни было тяжело (за исключением случаев, когда возникает опасность для самого ребенка или окружающих). Ребенок заметит, что не привлекает вашего внимания, и откажется от такого поведения.

• Если ребенок в течение дня ведет себя в соответствии с вашими требованиями, поощряйте его, похвалите его за это. Дети старшего возраста нуждаются в более конкретных поощрениях – игрушке, прогулке (экскурсии), поощрительной звездочке или оценке в дневнике и т.п. Меньшее вознаграждение должно даваться за те хорошие поступки, которые легче даются ребенку. Более серьезное поощрение зарезервируйте для других, более трудных для ребенка действий. Следите за тем, чтобы вознаграждение и поощрение было адекватным и соответствующим тому поведению, которого вы желаете добиться от ребенка. Поощрение должно соответствовать индивидуальной ступени развития ребенка: четырехлетний ребенок, чья возрастная ступень соответствует двухлетнему возрасту здорового ребенка, не способен испытать удовольствие, от того, что его поощряют «звездочкой» в дневнике.

• Спросите себя, можно ли добиться изменения конкретного нежелательного поведения ребенка, ограничив его контакты с внешним миром. Прежде чем оставить его в одиночестве, проверьте, закрыта ли дверь на кухню и в ванную комнату. Спрячьте предметы, с которыми ребенку нельзя играть.

• В случае если вы не одобряете поведение ребенка и порицаете его, действуйте так, как вы поступили бы, если бы ребенок был нормальным. Игнорируйте его слезы и крик, обратите на него внимание лишь тогда, когда он перестанет реветь. Будьте доброжелательны и объективны.

• Дети с синдромом Дауна часто ходят с высунутым языком из-за того, что их язык несоразмерно велик по сравнению со ртом. Пытайтесь с помощью похвалы и поощрений после первого года жизни ребенка добиться того, чтобы он прятал свой язык.

• Из-за слабости мышечного тонуса дети с синдромом Дауна склонны держать рот открытым, что вызывает раздражение кожи из-за слюноотделения и облизывания губ. С помощью соответствующего метода поощрения и вознаграждения можно добиться того, чтобы ребенок научился закрывать рот и держать язык во рту. В случае если раздражение кожи из-за слюнотечения и облизывания продолжается после 4 лет, следует получить от детского врача совет относительно возможности оперативного вмешательства для уменьшения слюноотделения.

Психическое расстройство аутизм. Лечение

Методы исцеления при аутистических расстройствах неизвестны. В ходе лечения врач пытается добиться нормального развития, улучшения способности к коммуникации и редукции нарушенного поведения. Хотя большая часть аутичных детей обнаруживает тяжелое отставание в развитии и лишена способности заботиться о себе, приблизительно от 5 до 17% всех лиц с этим расстройством в определенной мере приобретают трудовые навыки. Большинство же лиц с детским аутизмом в течение всей своей жизни нуждается в заботе и уходе.

Для улучшения речевых расстройств родители аутичных детей должны ежедневно как минимум 30 минут своего времени уделять разговору и играм со своим ребенком. В основном это время используется для того, чтобы постараться передать детям правила коммуникации и упражнять их способность произносить слова. Успехи в речевом развитии бывают разными. Некоторые дети приобретают достаточно большой запас слов, другие же так и не могут научиться разговаривать. Дети, которые рано обучаются говорить и чьи невербальные навыки развиваются достаточно хорошо, имеют хорошие шансы для того, чтобы в последующей жизни быть способными к самообслуживанию и заботе о себе.

Так как наиболее характерной чертой аутизма является изоляция детей, лечение в первую очередь должно быть направлено на установление персональных контактов. С помощью психотерапевтов родители должны разработать программу для того, чтобы их дети преодолевали привычку играть в одиночестве и принимали участие в общении с другими.

Аутичные дети способны к обучению, которое должно осуществляться в определенных рамках. Оно должно состоять из маленьких, обозримых и контролируемых этапов, причем каждый шаг здесь требует помощи и поддержки. Так как аутичные дети склонны скорее к зазубриванию, чем к овладению понятиями и обобщениями, обучение должно состоять в том, чтобы ребенок осмысливал все, что он учит.

Следующий весьма трудный этап лечения – постепенное преодоление таких расстройств поведения, как агрессивные действия, недержание мочи и кала, склонность к самоповреждению. Поведенческая психотерапия  способствует преодолению этих проблем. Благоприятный результат может наступить тогда, когда изменения в поведении как само собой разумеющееся воспринимается окружением ребенка. Учитывая склонность ребенка к стереотипиям, для подтверждения положительной динамики требуется, чтобы изменения закрепились, т.е. наблюдались изо дня в день.

Другая стратегия для редукции стереотипного поведения состоит в побуждении к игровой активности или в поощрительном предоставлении ребенку игрушек при отказе от стереотипий.

Хотя и не существует медикаментов для лечения детского аутизма, психофармакологические препараты помогают в некоторых случаях преодолеть определенные расстройства. Это возможно для редукции состояний возбуждения и гиперактивности, а также для облегчения процесса обучения. До сих пор исследователи не пришли к согласию относительно действенности психофармакологического лечения.

Этапы раннего детского развития

Где вы можете получить помощь

Когда родители находят у своего ребенка признаки умственной отсталости, то это не только вызывает у них огорчение, но и требует повышенной нагрузки и принятия соответствующих мер. В связи с этим родители хотят получить от детского врача направление к специалисту. Как правило, детский врач занимает выжидательную позицию, так как многие нормальные дети обнаруживают некоторую задержку развития. Ставить на ребенка «штамп» умственной отсталости без достаточных на то оснований нежелательно.

Этот период ожидания заполнен чувствами страха и напряженности, которые испытывает семья ребенка. Обсудите со своим детским врачом преимущества раннего направления к специалисту, предстоящее обследование и возможные минусы такого обследования.

Для обстоятельного и профессионального обследования ребенка с предполагаемыми или явными признаками нарушения развития обычно направляют в университетскую клинику. Обследование может проходить в психиатрическом отделении или в детской лечебнице, связанной со специалистами по детским расстройствам развития. Обычно лечение проводится бригадой специалистов; университетская клиника предложит вам программы для лечения или даст вам правильный совет о том, где такое лечение проводится.

Помощь, поддержка и информация для детей и семьи

Для семьи аутизм ребенка сильное испытание. Практические проблемы, возникающие при этом, требуют разрешения путем поиска подходящей терапии, улучшения ухода за ребенком, финансовых затрат. Нередко к комплексу проблем присоединяются физическая усталость родителей, опасность разочарования и отказа от усилий для лечения ребенка. Часто сами родители вынуждены преодолевать свои психические проблемы – такие, как депрессия, отчаяние, гнев и чувство вины. Уход за аутичным ребенком очень труден, тягостен и может оказать неблагоприятное воздействие на братьев и сестер ребенка.