Психическое здоровье детей и подростков: профилактика расстройств в школе

Рубрика: Школа Комментарии: Комментариев нет

Огромное значение имеет психическое здоровье детей и подростков. Именно поэтому необходимо регулярно проводить различные профилактические мероприятия, дабы избежать расстройств психики.

Душевное здоровье человека – это психически устойчивое состояние к стрессам и жизненным трудностям. Психическое здоровье ребенка, как и физическое должно быть в целости и сохранности. Это способность безболезненно и без проблем адаптироваться в социуме. Такая способность проявляется как возможность самореализации, продуктивного обучения и выполнения домашних обязанностей. Факторы, которые могут спровоцировать психическое расстройство:

- биологический, т. е наследственный;

- психологический (стресс или психологическая травма) ;

- социальный (проблемы в семье, в школе, в обществе).

Психическое здоровье ребенка.

В детстве каждый ребенок меняется, развивается и растет. Родители часто обеспокоены, правильно ли развивается их малыш. Как правило, их беспокойство и неуверенность ничем не обусловлена и напрасна. Нужно не забывать о том, что каждый ребенок индивидуален и у него могут быть свои различия, характерные для детского периода. Нужно помнить, что могут быть небольшие нарушения, которые пройдут со временем и не нуждаются в лечении, тут важно правильно разъяснить это родителям и успокоить их. Детское психическое здоровье можно разделить на три основных вида:

Креативный. Дети хорошо адаптируются, способны к бурной творческой деятельности и безболезненному общению в социальной среде.

Адатптвный. В основном дети нормально обустраиваются в социуме, но имеют небольшую тревожность.

Дезадаптивный. Такие дети уже требуют помощи специалистов. Они стремятся прижиться в обществе в ущерб своим собственным желаниям и потребностям, и наоборот.

В целом, психологическое здоровье формируется при внешних и внутренних факторах и условиях. Родители должны стараться обеспечить свободную и защищенную среду. А государство должно заботиться о благоприятных условиях для жизни и развития.

Психические расстройства в школе, с которыми чаще всего сталкиваются дети.

- плохое поведение и неуспеваемость в школе;

- раздражительность и неусидчивость;

- нервозность и агрессия;

- плохая память и концентрация;

- гиперактивность и эксцентричное, эмоционально неустойчивое поведение.

Существуют более сложные психические расстройства школьников:

Олигофрения или умственная отсталость.

Нарушение внимания и запоминания, дефективная, с бедным словарным запасом и нечетким произношением речь. Поведенческие нарушения. Различают несколько стадий олигофрении:

Легкая (IQ 50-70). Минимальные нарушения, способность к обучению.

Умеренная (IQ 35-49). Возможно обучение некоторым навыкам и умениям.

Тяжелая (IQ 20-34). Наблюдается не только умственное недоразвитие, но и заметные нарушения двигательного процесса.

Глубокая (IQ 20 и меньше). Небольшое развитие сенсорной нервной системы.

Помочь ребенку с олигофренией возможно, для этого используются методы, направленные на развитие ребенка в силу своих возможностей. В основном это навыки, необходимые для жизни.

СДВ – (синдром дефицита внимания) это распространенное среди детей расстройство, которое характеризуется неспособностью долго концентрировать внимание и усидчивость, излишняя активность.

Признаки СДВ: отвлекаемость, неспособность играть в спокойные игры, чрезмерная болтливость, возбудимость, рассеянность, перебивание в разговоре, неспособность доделывать начатые дела.

Из-за чего может возникнуть это расстройство: генетическая предрасположенность, травма головного мозга при родах, токсическое повреждение центральной нервной системы.

Нужно не упускать то, что причиной гиперактивности ребенка может стать его одаренность. Возможно, что ребенок просто-напросто умен, и ему скучно нудно на уроках. Лечением СДВ может быть диета, поддержание окружения ребенка, и медикаментозные терапии.

Аутизм – одиночество ребенка и экстремальная замкнутость, плохое умение установить контакты с другими людьми и окружающим миром, плохая речь (это даже сложно назвать речью, точнее повторение отдельных слов и отрывков фраз) и неконтролируемая двигательная система. Нарушение коммуникативной функции ребенка. Ранний аутизм встречается довольно редко, и в основном у мальчиков. Причиной заболевания может быть ранняя шизофрения, поражение нервной системы, хромосомные аномалии. Для лечения раннего аутизма нужно много сил и много специалистов, так как это очень сложно. Также довольно распространенным стало лечение детей, больных аутизмом с помощью животных.

Психическое здоровье в подростковом возрасте.

Известно, что подростковый возраст это время перестройки не только всего организма, это период стрессов и депрессий, время поиска себя, перемена отношения к жизни и нестабильность. В этот период родительская поддержка особенно важна для ребенка. Недаром этот возраст называют трудным, особое внимание подростки уделяют общению со сверстниками и противоположному полу, хотя более важным является учеба и определение будущего жизненного пути. Часто ребята подросткового возраста впадают в депрессии, их признаками является резкая и ничем не обусловленная перемена поведения, беспричинное ухудшение успеваемости, замкнутость, потеря интереса к жизни и активной деятельности, сонливость, недосыпание, сомнамбулизм, булимия или анорексия.

Последствиями таких депрессий могут быть алкогольная, табачная и наркотическая зависимость, преступления и правонарушения, подростковая нежелательная беременность, пропуски занятий.

Сложные подростковые психические расстройства.

Астеническое расстройство. Происходит вследствие нарушений функции головного мозга или физического заболевания. Признаки: утомляемость, несдержанность, головокружение, боли в теле.

Лабильное расстройство характеризуется импульсивными спонтанными и ничем не обусловленными действиями.

Социализированное расстройство. Это криминальное или антисоциальное действие, производимое с особой агрессией (вандализм, прогулы, избиения). В основном совершаются группами подростков против социальных и нравственных норм и порядков.

Первым делом, если будут видны все симптомы психической нестабильности, следует обратиться за консультацией и обследованием к врачу. Не следует злоупотреблять здоровьем ребенка, многие родители не хотят и не считают нужным, обратиться за помощью к специалистам, но депрессивное состояние может усложниться и перерасти в психическую болезнь.

Методы психологов и педагогов для развития нормального психического здоровья.

Профилактические работы с детьми направлены на сохранение и позитивное развитие личностных качеств. Такая работа предусматривает ответственность за собственную жизнь, выработку толерантных и конструктивных взглядов на общественное окружение ребенка.

В первых классах проводится направление детей на здоровый сон питание, физическое и умственное развитие, отказ от вредных привычек. Создается образ жизни и устойчивая позиция. Разрабатывается умение отказывать.

В старшем возрасте дети учатся мыслить и действовать позитивно, на благо не только себе, но и другим, развивается жизнелюбие. Детей учат, как воспитать в себе сильную личность, рассматривается нравственное поведение. Очень важным этапом считается развитие устойчивости к стрессам преодолении депрессий, тревоги и страха. Оценка риска и последствий наркотической и алкогольной зависимости.

В результате таких работ у подростков вырабатывается социальная компетентность и устойчивость, желание жить полноценной здоровой жизнью.

Профессии, связанные с психическим миром ребенка очень важны для развития популяции здорового человечества. Каждый такой работник должен иметь индивидуальный и уникальный подход к каждому ребенку, который нуждается в помощи или совете, создать для него спокойную обстановку. Проявлять уважение, терпимость и понимание.

Чтобы дети смогли развиваться полноценно, не нужно упускать такой момент, как профилактика его психического состояния. В противном случае это может привести к большим проблемам.

Хотите поделиться с друзьями?-)