Перинатальная психиатрия (продолжение)

Многие нервно-психические нарушения, отмечающиеся у детей на ран­них этапах онтогенеза, являются аналогами клинических проявлений рас­стройств, характерных для других, более поздних возрастных периодов [Коз­ловская Г. В. 1995].

Уже в неонатальном периоде и позже можно выявлять невротические реакции, депрессивные расстройства, тяжелые степени общего психического недоразвития, диагностировать наследственные заболевания, сопровождаю­щиеся психическими расстройствами, к первому году жизни можно поста­вить диагноз РДА, тяжелую степень общего психического недоразвития. К возрасту 2 лет с уверенностью можно диагностировать шизофрению, сред­ние формы слабоумия.

Особенности психических расстройств в раннем детском возрасте [Коз­ловская Г. В. 1995].

1. Зависимость их тяжести и течения от особенностей отношений, сложив­шихся в системе «мать-дитя», от психического состояния матери.

2. Необходимость включения в лечебный процесс методов перинаталь­ной психотерапии, направленной как на ребенка, так и на его мать.

3. Их частое сочетание с неврологической патологией.

4. Мозаичность клинической картины.

5. Сочетание психопатологических симптомов с различными симптома­ми, отражающими нарушения развития.

6. Сочетание негативной и позитивной психопатологической симптоматики.

7. Рудиментарность психопатологической симптоматики.

8. Транзиторность многих психопатологических проявлений.

9. Быстрота переходов пограничных нарушений на психотический уро­вень.

10. Полиморфизм проявлений.

11. Регресс или диссоциация психических функций на фоне психичес­кого расстройства.

12. Соматопсихический антагонизм (уменьшение выраженности психи­ческих нарушений при остром соматическом заболевании).

Врачей должны настораживать как задержка психического развития ре­ бенка, так и слишком выраженное опережение им сверстников в психичес­ком развитии, особенно если интересы ребенка приобретают одностороннюю направленность.

Клинические проявления нервно-психических расстройств у детей младенческого и раннего возраста

Гиперкинетическое расстройство представлено в МКБ-10 под шифром F90. Первые симптомы можно обнаружить уже на первом году жизни, хотя распознать гиперкинетическое расстройство бывает трудно вследствие раз­ нообразия вариантов нормы. У мальчиков оно встречается чаще, чем у дево­ чек. Конституциональный фактор является ведущим в его происхождении (подробнее об этом см. гл. 13).

Невропатия часто развивается на фоне резидуально-органических пора­жений центральной нервной системы. Определенную роль в ее развитии так­ же играет конституциональная предрасположенность. Проявления невропа­тии связаны, прежде всего, с недостаточностью вегетативной нервной системы.

Дети-невропаты, как правило, изящны, худы, очень подвижны, ловки и музы­кальны. Часто они опережают своих сверстников в психическом развитии, бы­стрее начинают говорить. Такие дети чрезмерно любопытны и подвижны. Внимание у них неустойчиво, эмоции очень лабильны: переходы от слез и ры­ даний к безудержному смеху мгновенны. А вот успокоиться им бывает слож­ но. Все эмоции чересчур. В связи с этим они часто конфликтуют со сверст­никами, среди взрослых слывут непослушными. У детей часты нарушения желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, тошнота, рвота, неустой­чивый стул), повышенная потливость, кожные высыпания. Повышенная ак­тивность детей-невропатов приводит к тому, что они настолько устают за день, что не имеют сил на то, чтобы угомониться и заснуть. Уложить их спать — целая проблема. Часами родители сидят у кроватки, похлопывая, поглаживая ребенка, а то и укачивая на руках. Кажется, что малыш уже заснул, но стоит родителю с облегчением вздохнуть и попробовать уйти, как он снова слышит требовательный оклик или плач. Сон невропатов очень чуток!

Важно иметь в виду, что у этих детей часто отмечаются парадоксальные реакции на прием лекарств: успокаивающие препараты могут их возбуждать и наоборот.

Дети-невропаты трудно лечатся, но с возрастом при правильном воспи­тании, учитывающем их особенности, они выравниваются. При общении с лю­быми детьми, а с невропатами особенно, важно помнить, что они очень чув­ствительны к эмоциям окружающих. Родителям необходимо научиться «за­ражать» детей своей уравновешенностью, спокойствием. К сожалению, как правило, наоборот дети «заражают» своим возбуждением. При невропатии у детей часто отмечаются нарушения пищевого поведения.

Расстройства питания в младенчестве и детстве, представленные в МКБ-10 под шифром F98.2, весьма разнообразны. К ним относятся наблю­даемые не менее 1 месяца резкое снижение аппетита, чрезмерная приверед­ливость в пище (при умелом и правильном кормлении и отсутствии органи­ческого заболевания), постоянные срыгивания. При наличии подобных на­рушений ребенок мало прибавляет в массе тела или даже теряет ее.

Также к нарушениям питания раннего детского возраста относят так на­зываемый симптом пика (лат. pica — сорока), или поедание несъедобного в младенчестве и детстве (шифр F98.3), характеризующийся стойким (не реже 1 раза в месяц) стремлением детей есть землю, вату, пластилин и т. п. При этом ребенок не страдает аутизмом, слабоумием, Часто поеда­ние несъедобного отмечается у детей, воспитывающихся по типу гипопро-текции. Улучшение ухода за ребенком, коррекция воспитания, как правило, приводят к исчезновению симптоматики. Если этого не происходит, то велика вероятность, что симптом является проявлением серьезного психи­ческого расстройства.

В МКБ-10 выделяется специфическое для младенцев и детей раннего возраста «реактивное расстройство привязанности детского возраста»  (шифр F94.1). Возникает оно при воспитании ребенка по типу гипопротекции, характеризующегося неадекватной заботой о ребенке, а нередко пренебрежением, жестоким обращением с ним. В результате дети становятся тре­ вожными. Нарушается их общение с окружающими. Они либо лежат на полу, свернувшись калачиком, ни на кого не обращая внимания, не реагируя на попытки вступить в контакт, либо без видимой причины проявляют агрес­сию. В то же время такие дети имеют нормальную способность к социаль­ ному взаимодействию, проявляемую при изменении типа воспитания, при по­мещении ребенка в благоприятную среду. У детей с реактивным расстройством привязанности нередко наблюдается задержка речевого и физическо­го развития, являющаяся преходящей.