Серьезные психические расстройства у детей

загрузка.

Проявления серьезных психических расстройств, требующих обязательной консультации психиатра и соответствующего лечения, разнообразны.

Родителей дошкольников должны настораживать слишком выраженное опережение ими сверстников в психическом развитии, особенно если интересы ребенка приобретают одностороннюю направленность.

Например, ребенок в 4,5 года уже умеет хорошо читать, но его интересуют только учебники по физике и энциклопедия. Речь его носит резонерский характер. Часами он может рассуждать о пользе и опасностях атомных реакторов, говоря банальности, используя к месту и не очень научную терминологию, придумывая свои, никому не понятные термины. Прежние занятия, игрушки, друзья перестают его интересовать.

Другой мой пациент пяти лет все время проводил за составлением календарей будущего, высчитывая, например, каким днем недели будет 28 мая 2006 года.

Безусловным поводом к обращению за консультацией психиатра должна служить утрата ребенком приобретенных ранее навыков: он прекращает ролевые игры, бесцельно катает машинки, становится неопрятным, малообщительным, его словарный запас беднеет.

Должны настораживать игры детей, в которых их перевоплощение в персонажи начинает заменять им реальность. Примером могут служить шестилетний мальчик, объявивший себя собачкой Нестором, отказывающийся одеваться, ходивший на четвереньках, пытавшийся лакать из миски; или четырехлетняя девочка, заявившая, что она «мальчик Альбертик», требовавшая называть ее только так, отказывавшаяся надевать женскую одежду, пытавшаяся писать стоя.

Разумеется, тревогу родителей должны вызывать замеченные у детей обманы восприятия, о которых ребята могут рассказывать, а могут и не говорить. В последнем случае о том, что ребенок испытывает иллюзии, зрительные и слуховые галлюцинации, свидетельствуют характерные изменения поведения: он может к чему-то прислушиваться, разговаривать с кем-то невидимым.

У детей школьного возраста, подростков могут быть психические расстройства, выраженность которых не оставляет у окружающих сомнений в том, что ребенок нездоров. Так, один мальчик четырнадцати лет по имени Андрей заявил, что он «Андрогипн», так как «сверхмужчина» и к тому же «владеет гипнозом, слышит мысли окружающих и голоса иноплатиан».

Девочка 13 лет рассказала своим подружкам, что на нее «действуют лучами», и «из-за этого грудь и бедра начинают пухнуть, и она кажется толстой».

Другой наш пациент 14 лет отказывался спать без света, есть. По ночам он выходил на лестничную площадку и питался из ведра с пищевыми отходами. Мне он объяснил, что «его родителей подменили биороботами, которые ставят на нем эксперименты, хотят отравить».

Необходимость лечения таких детей у психиатра очевидна.

Однако часто окружающие не воспринимают довольно серьезные психические расстройства таковыми. Одним из симптомов таких расстройств является утрата интересов.

При этом у подростков постепенно снижается активность, они ничего не хотят, проводят время за однообразными бессмысленными занятиями или в постели. Они могут пытаться разумно объяснить свое состояние усталостью, связанной с чрезмерно сложной школьной программой или перенесенной простудой. Однако, наблюдение в динамике показывает, что силы их не восстанавливаются. Наоборот, они перестают отвечать на телефонные звонки, прекращают смотреть телевизор, слушать любимые ранее магнитофонные записи. Их перестают интересовать дела семьи, они равнодушны к будущему, эмоционально холодны. Попытки активизировать их вызывают приступы агрессии. Мало что может вызывать их переживания, если же они и возникают, то, как правило, непонятны окружающим. Меняется их внешность, так как больные могут перестать мыться, следить за собой. Все это проявления не астено-невротического синдрома, как часто думают родители, а тяжелого психического заболевания. Чем раньше такой больной попадет на лечение к грамотному психиатру, тем лучше.

В другом случае у подростка может резко повыситься настроение. Он становится легкомысленным, сексуально расторможенным, постоянно пытается плоско шутить. Окружающих его шутки только шокируют. Его веселье не заразительно.

В качестве примера приведу пример истории одного моего пациента. В девятый класс он поступил в другую школу с математическим уклоном, расположенную неподалеку от дома его бабушки. Она очень любила внука и настояла, чтобы он переехал жить к ней в хорошую двухкомнатную квартиру. Прошло несколько месяцев, и мальчик сильно изменился. Успеваемость в школе у него резко понизилась. Родители долго не могли поверить, что их сын начал сквернословить, издевался над бабушкой, постоянно приставая к ней, требуя, чтобы она рассказывала ему о своем опыте половой жизни. Не стесняясь ее, он ходил по квартире голым, онанировал, прекратил пользоваться туалетом, справляя свою нужду прямо на пол в комнате. Все эти действия он сопровождал веселым смехом, прибаутками. Свои поступки объяснял просто: «Это я так шучу!» Заболевание у него было нешуточным. Его поступки нельзя было объяснить встречающимися у подростков возрастными отклонениями поведения, как долгое время пытались успокоить себя родители. Лечение у психиатра такому мальчику совершенно необходимо.

Я затронул лишь некоторые нервно-психические расстройства, возникновение которых у детей требует лечения у психиатра или психотерапевта. Однако надеюсь, что даже то немногое, о чем было сказано, показывает, что обращения к психиатру и психотерапевту часто не имеют альтернатив и не должны вызывать опасений.