10 самых популярных кино-заболеваний психики

Голливудские сценаристы нередко обращаются к расстройствам человеческой психики, чтобы сделать историю более драматичной, персонажей – глубокими, а атмосферу фильма - пугающей. Самые популярные психические кино-заболевания – в нашем обзоре.

1. Диссоциативные расстройства. Самый «кинематографичный» тип этого заболевания, безусловно - раздвоение личности. или, точнее, множественная личность. Пациент обладает несколькими «альтер-личностями», которые существуют параллельно, каждая в своей реальности. Драматический потенциал проблемы доказан еще в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Авторам фильмов явно импонирует тот факт, что в одном человеке могут мирно соседствовать добрый самаритянин и жестокий убийца. Доказательств множество: триллер «Цвет ночи» с Брюсом Уиллисом, классический «Психо» Альфреда Хичкока, «Черный лебедь» Даррена Аронофски, комедии «Зайцев+1» и «Я, снова Я и Ирэн» с Джимом Керри. Сценаристам стоит взять на заметку, что личностей у заболевшего героя может быть сколько угодно, а не только две: как, например, в триллере «Идентификация» Джеймса Мэнголда. Часто причиной синдрома «расщепления» личности становится сильный стресс, пережитый, например, в детстве. В триллере «Не оглядывайся», с Моникой Белуччи и Софи Марсо, наглядно продемонстрировано, как это случается, и что происходит, когда «реальности» двух личностей случайно начинают соприкасаться. Элементы раздвоения личности часто встречаются у супер-героев. Классический пример: Питер Паркер и Человек-паук. Тема особенно развита в фильме «Человек-паук 3: Враг в отражении».

2. Биполярное аффективное расстройство или маниакально-депрессивный психоз. У кино-пациентов, страдающих этим заболеванием, вспышки неконтролируемой агрессии чередуются с фазами унылой депрессии и периодами нормального состояния. В ходе маниакальной фазы больной легко может убить другого человека (предварительно выбрав жертву из тех, на кого распространяется его мания ), в течение депрессивной фазы всерьез поразмышлять о суициде, а затем впасть в нормальное состояние и вернуться на какое-то время к работе и семье. Этой темы касаются все фильмы о маньяках: культовый «Молчание ягнят», «Из ада» с Джонни Деппом, сериал «Правосудие Декстера», «Зодиак» Дэвида Финчера, отечественный сериал «Одержимый». Сценаристам следует обратить внимание, что маниакально-депрессивный психоз нередко свойственен творческим личностям, например, художникам (Ван Гог). Поэтому в том, что герои-маньяки в фильмах часто играют на скрипках или пишут картины, есть своя правда.

3. Амнезия. Выражаясь антинаучно – потеря памяти. Типов этого заболевания – великое множество, так что авторам кинофильмов есть, где развернуться. В фильме «Идентификации Борна» главный герой страдает ретроградной и травматической амнезией. он приобрел заболевание вследствие травмы и не помнит ничего из своей прошлой жизни. В фильмах «50 первых поцелуев» и «Мементо» использована вольная интерпретация антероградной амнезии. после пережитых травм герои не могут запоминать того, что происходит с ними в краткосрочный период времени. Особо стоит отметить постгипнотическую амнезию – потерю памяти под воздействием гипноза, и детскую амнезию – неспособность вспомнить события детства. Сценаристам стоит обратить внимание на так называемую диссоциативную фугу – болезнь, при которой человек не только забывает все о себе, но и целенаправленно переезжает в незнакомое место, обзаводясь новым местом работы, друзьями и т.д. т.е. фактически придумывая себе новую биографию. Элементы этого заболевания использованы в фильме «Шоссе в никуда» Дэвида Линча.

4. Большое депрессивное расстройство. Название говорит само за себя. От обычной человеческой депрессии данное состояние отличается тем, что больной необязательно демонстрирует окружающим свое подавленное состояние, и может неожиданно принять решение уйти из жизни. Встречается в фильмах «Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы, «Вероника решает умереть» (экранизация романа Пауло Коэльо), «Часы» с Николь Кидман, Мэрил Стрип и Джулианной Мур.

5. Расстройство личности. В кино этим заболеванием страдают все герои, которых принято называть «психами» в классическом обывательском смысле этого слова. Им свойственны неврозы, навязчивые идеи, приступы паники, бредовый припадки и т.д. Самые яркие примеры: одержимая страстью к женатому мужчине героиня Гленн Клоуз в триллере «Роковое влечение» (Гленн, кстати, - рекордсменка по количеству сыгранных психически нестабильных героинь), болезненно-педантичный персонаж Джека Николсона из «Лучше не бывает», Говард Хьюз в исполнении Леонардо Ди Каприо в фильме «Авиатор». В фильме Романа Полански «Отвращение» главная героиня страдает бредовым расстройством. а в картине «Любовь, сбивающая с ног» герой Адама Сэндлера мучается тревожным неврозом. В знаменитом фильме «Уолл Стрит» герой Майкла Дугласа явно испытывает приступы нарциссического расстройства дичности .

6. Шизофрения и паранойя. Заболевание, при котором пациент полностью утрачивает способность в адекватному восприятию реальности. Среди симптомов: вера в то, что мысли воруются кем-то из головы либо вкладываются в неё; и ощущение того, что содержание мыслей человека становится доступно другим людям, способность «слышать» голоса, комментирующие мысли и поступки человека, или разговаривающие между собой. Примеры из кино: «Игры разума» Рона Ховарда, «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, «Паук» Дэвида Кроненберга.

7. Расстройства аутистического спектра и социопатия. Герои-аутисты очень популярны в американском кино. Они замкнуты, практически неспособны к адекватному общению с окружающими, но часто обладают уникальными талантами: герой Дастина Хоффмана из «Человека дождя» обладает феноменальной памятью и может производить в уме сложнейшие арифметические расчеты, 9-летний персонаж фильма «Меркурий в опасности» расшифровывает сложнейшие коды, а в картине «Тэмпл Грандин» рассказывается о женщине, которая, несмотря на недуг, стала одной из ведущих учёных в области сельскохозяйственной промышленности. Герой Мэла Гибсона в фильме «Теория заговора» обладает ярко выраженными признаками социопатии – то есть проблемами социальной адаптации, но, тем не менее, остается положительным.

8. Отклонения сексуального характера. садизм, мазохизм, фетишизм и т.д. Темы, которые часто затрагиваются в арт-хаусном кино. Самым ярким примером является фильм Стивена Шейнберга «Секретарша». в котором проблема садо-мазохизма раскрыта практически полностью, и фильм Дэвида Линча «Синий бархат».

9. Различные фобии. Иногда иррациональный неконтролируемый страх перед чем-то может добавить киногерою оригинальности и привлекательности. В кино встречается агорафобия (боязнь открытых пространств), например, в отечественном фильме «Закрытые пространства». В «Человеке-пауке» есть мотивы арахнофобии (боязни пауков). Часто в кино встречается боязнь воды, при которой человек не может научиться плавать – аквафобия (как в фильме «Неуязвимый» с Брюсом Уиллисом). Существуют более оригинальных тысячи фобий, и сценаристам не возбраняется придумывать новые.

10. Сомнамбулизм (лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-то действия (в том числе и противозаконные), находясь в состоянии сна. Самый яркий пример – ставший классикой «Кабинет доктора Калигари».

Автор: Елена Глазкова