Основные концепции психических расстройств

Читайте также:

Гипотеза стресс-диатеза

Согласно этой гипотезе, существует предрасположенность к определенному расстройству, чаще – на органическом уровне. Если на фоне имеющейся предрасположенности происходит воздействие стресса, вызванного внешней средой, возникает расстройство. В настоящее время данная концепция является одним из вариантов объяснения возникновения шизофрении: на фоне генетической предрасположенности (о чем может свидетельствовать наличие близких родственников, больных шизофренией) воздействие стресса может стать решающим фактором в развитии этого расстройства.

А) биологический подход. Зарождение биологической парадигмы можно отнести к античным временам, когда Гиппократ впервые отверг демонологическое объяснение психических расстройств и предложил альтернативное объяснение: различные психические состояния связаны с «неуравновешенностью» четырех телесных жидкостей – крови, флегмы, желтой и черной желчи. Таким образом Гиппократ объяснял происхождение мании, меланхолии и френитиса (мозговой лихорадки). Подобное понимание сохранялось вплоть до времен Крепелина, который считал патологию мозга ответственной за возникновение ряда различных заболеваний. В настоящее время биологическая концепция опирается на следующие аспекты естествознания: генетика, нейроанатомия, нейрохимия и нейроэндокринология. Соответственно, возникновение различных расстройств согласно биологическому подходу связано с генетическим влиянием, повреждениями нервной системы, нарушением обмена нейромедиаторов и нейроэндокринными изменениями. Следовательно, и лечение должно быть направлено на фармакологическую коррекцию физиологических нарушений. Биологический подход в настоящее время более характерен для психиатрии, которая, имея тесную связь с клинической психологией, рассматривает этиологию психических расстройств преимущественно с таких позиций.

Б) психологические концепции. Данный пункт станет одним из основных в нашем учебном пособии, поэтому здесь мы лишь перечислим основные концепции возникновения психических расстройств, а подробнее рассмотрим их ниже.

- психодинамический подход, делающий акцент на раннем развитии и психологических конфликтах;

- поведенческие теории, согласно которым расстройства связаны с процессом обусловливания и неадекватным подкреплением;

- когнитивные концепции, постулирующие ведущее значение когнитивной переработки информации в возникновении расстройств;

- гуманистические теории, которые видят причину расстройств в блокировании естественной потребности человека к самоактуализации;

- экзистенциальная парадигма, предполагающая, что расстройство – следствие неспособности индивида ответить на основные вопросы своей жизни и принять естественные ограничения человеческого существования;

- системный подход, рассматривающий нарушение коммуникации в системе (семье, например) как основной предрасполагающий фактор в возникновении психических расстройств.

В)социологический подход описывает психические расстройства как следствие неблагоприятного влияния социальных факторов. При этом считается, что социальные условия поддерживают существование расстройства. В частности, большая роль отводится нарушениям в такой социальной системе как семья, что делает этот подход близким к системному. В других разделах мы рассмотрим социологические аспекты психических расстройств подробнее.

Естественно, вряд ли одна из перечисленных концепций, отдельно взятая, может объяснить всё многообразие психических и поведенческих расстройств, поэтому распространенным в настоящее время является эклектический подход, объединяющий различные теории. В этом контексте стоит упомянуть о биопсихосоциальной модели психических расстройств, которая отдает должное и биологическим, и психологическим, и социальным факторам в этиологии и патогенезе психопатологии. Применение этой модели на практике можно проследить на примере шизофрении: на фоне имеющейся генетической предрасположенности (биологический аспект) у индивида, обладающего определенными личностными особенностями (психологический компонент), при неблагоприятных социальных влияниях (неправильное воспитание, психосоциальный стресс) может развиться заболевание. Такая модель концептуально близка к теории стресс-диатеза.

1.4 Основы классификации психических и поведенческих расстройств

В настоящее время критерии диагностики и классификации психических и поведенческих расстройств представлены в МКБ-10 – Международной классификации болезней десятого пересмотра (ICD- International Classification of Diseases). В указанной классификации данной группе расстройств посвящена рубрика V (F) и используется шестизначная кодовая система, в которой F является первым знаком, указывающим на наличие психического расстройства. Следующая за F цифра указывает главную категорию. к которой относится расстройство. Могут быть следующие варианты:

F0 – органические, включая симптоматические, психические расстройства;

F1 – психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных средств;

F2 – шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

F3 – аффективные расстройства настроения;

F4 – невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;

F5 – поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами;

F6 – расстройства зрелой личности и поведения у взрослых;

F7 – умственная отсталость;

F8 – нарушения психологического развития;

F9 – поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

Третий знак уточняет категорию расстройства, четвертый – подкатегорию. пятый и шестой – дополнительные признаки (спецификации). Для иллюстрации приведем следующую таблицу, где буквы a, b, c, d, e заменяют соответствующие цифры, которые используются для шифрования диагноза по МКБ-10.

Табл.1 МКБ-10 Классификация Fab.cdeсм