Сальвараджан Есудиан и Элизабет Хейч - Хатха-Йога

Страница 1 из 16

Представители двух различных миров и двух совершенно различных складов ума, два автора исследуют широкую среду восточной и западной философии. Они считают, что единственно возможное средство достижения гармонического сотрудничества между этими двумя направлениями лежит в системе йоги — сознательном развитии ума и тела.

В Европе существует много ошибочных взглядов на систему йоги. Это слово совершенно случайно употреблялось теми, кто был привлечен мистицизмом Востока и кто им занимался поверхностно, так же как и оккультизмом.

Очень немногие познали истинное назначение системы йоги. Слово йога непосредственно связано с древними сказаниями Индии и с одним из их применений.

При помощи этого метода человек достигает полного самоконтроля над сознанием и телом в надежде, в конечном счете, уметь обращаться с бесконечностью. Это метод воспитания абсолютного сознания. Для того, чтобы достичь этого, необходимо развивать высокое чувство сосредоточения, которого можно достичь полностью, овладев своим разумом.

Полный контроль над своим разумом возможен только при полном контроле над телом. Следовательно, контроль над телом является первым шагом в этом процессе самосовершенствования, которого нельзя достигнуть, если тело не будет полностью развито и тренировано, что можно достичь системой упражнений, называемой Хатха-Йогой.

Хатха-Йога начинает с подчеркивания того, что самый первый шаг в этом направлении — это правильное дыхание. Затем продолжается оно серией асан — положений для совершенствования человеческой системы. Это наука, и, притом, наука современная. При ее помощи можно, по крайней мере, приобрести здоровое тело, а это поможет формироваться и здоровому духу. Нет в этом учении никаких секретов. Хатха-Йогой могут заниматься как люди Востока, так и люди Запада. Все что требуется — это желание иметь здоровое тело, а для выполнения этого желания человек должен хотеть этого, приложив к этому определенную настойчивость. Йога так же совершенна, как наука о физической культуре.

Настоящая книга рассеет много неверных представлений, существующих о системе йоги в практике, и принесет пользу всем тем, кто прочтет ее.

Часть первая. Основы Хатха-йоги

Глава 1. Правдивая история больного мальчика

Когда-то в солнечной Индии, в городе Мадрасе, жил худой и болезненный мальчуган. К тому времени, когда ему исполнилось пятнадцать лет, он успел переболеть почти всеми серьезными болезнями — скарлатиной, дизентерией, тифом, холерой и другими инфекционными болезнями, столь часто встречающимися в тропиках. То, что он был еще жив, можно было считать чудом. Да, он был жив, но в каком плачевном состоянии находилось его тело! Одна кожа да кости. Личико его осунулось, глаза глубоко запали, грудь была узкой и впалой. И это несмотря на то, что мальчик никогда не испытывал нищеты и лишений. Напротив, его отец был знаменитым врачом, к которому потоком шли больные. Мать его была самой нежной, самой заботливой матерью на свете. И все же в их дом в Мадрасе, с большим тенистым двором, счастье заглядывало редко. Обитателям выпал удел постоянных забот и тревог — ведь столь тщательно опекаемый ими ребенок более походил на тень, чем на живого человека.

Его отец перепробовал все известные ему средства медицины, стараясь хоть как-то поддерживать в своем сыне жизнь.

И вот однажды настал день, когда мальчика отправили в школу, и его жизнь несколько изменилась. Он стал больше проводить времени вне дома, играя со сверстниками.

Но, несмотря на это, его жизнь сильно отличалась от жизни его друзей. В школе его освободили от уроков гимнастики, а дома, как и прежде, оберегали от малейшего дуновения ветерка.

В четырнадцать лет он заболел пневмонией, но, как это случалось и раньше, каким-то чудом выкарабкался. Бесконечная череда забот снова свалилась на плечи его родителей. Через полгода мальчик уже чувствовал себя неплохо, но простужался от любого сквозняка.

Словами и не описать той зависти, которую испытывал этот болезненный ребенок к своим одноклассникам, наделенным крепким здоровьем. Во время уроков гимнастики в английской школе он забивался в угол школьного двора и оттуда с тоской в глазах наблюдал за резвыми движениями других ребят. А когда все расходились, он принимался бегать и скакать, размахивая руками, повторяя увиденное на уроке. К пятнадцати годам его самочувствие улучшилось. Он уже не так часто простужался. Однако тайно выполняемые неправильные упражнения стали причиной головных болей и сердцебиения.

Несмотря на хрупкость тела и отсутствие ощутимых результатов, жажда новых начинаний в мальчике осталась. Он часто убегал, бродил по лесам и полям в надежде найти поселения йогов, так называемые ашрамы. Однако его поиски были тщетными, и ему приходилось довольствоваться наблюдением за странствующими факирами, демонстрировавшими на улицах свое мастерство. Он не питал особых пристрастий к этим факирам, но восхищался настоящими йогами. Врожденные инстинкты подтолкнули его к изучению мистических наук Древней Индии. Он прочитал все книги из библиотеки отца, относящиеся к этому предмету. Он узнал и теории духовных наук: Раджа-йоги, Джняна-йоги и Карма-йоги, открывающих радость духовных высот и дающих ученикам удовлетворение, веру и силу духа. Он нашел множество книг по Хатха-йоге, в которых содержались тысячелетние секреты приобретения физической силы и здоровья. Легко представить энтузиазм ребенка со столь слабой физической конституцией. Он запоем поглощал содержание открытых им книг, начиная читать после уроков и засыпая лишь с рассветом.

Однажды, читая об "асанах", позах йоги, и дыхательных упражнениях, дающих силу и здоровье, он вдруг отбросил одеяло и сел на постели, скрестив ноги так, как описывалось в первом упражнении. Затем, одну за другой, он постарался выполнить все основные позы, чуть не вывихнув себе ноги. Далее, прочитав об особой важности глубокого дыхания в жизни человека, он попробовал выполнить дыхательные упражнения пранаямы. Наполняя свои слабые легкие воздухом, он задерживал дыхание, пока не почувствовал, что вот-вот лопнет. Потом он встал на голову и начал выполнять различные асаны до тех пор, пока не свалился с кровати, гулко ударившись головой и перебудив всех домочадцев.

На следующий день он чувствовал себя разбитым и беспомощным, у него болели все члены, а его легкие готовы были разорваться.

После недели таких опытов он отложил книги, обливаясь горькими слезами. Мысль о том, что последний шанс приобрести физическую силу был для него потерян, делала его безутешным. Он оставил все надежды, полагая, что никогда уже не сможет быть здоровым, не сможет бегать и бороться с товарищами по школе, наслаждаясь радостями здоровой беспечной юности.

С этого момента он замкнулся в себе. Он стал презирать тело и интересовался только духовными вопросами. Но одно лишь чтение книг не могло удовлетворить его. Все больше и больше его вниманием овладевали проблемы, слишком серьезные и глубокие для его возраста.

Однажды, душным осенним вечером, он снова убежал прочь из города. В манговой роще, в нескольких милях от поселений, он — наконец-то! — нашел мастера Хатха-йоги!

Мастера окружала группа молодых людей, внимавшая его словам. Во время урока мальчик прятался и издали наблюдал за происходящим. Он видел, как молодые люди с великолепно развитыми телами выполняли странные упражнения. Ему казалось, что все они просто излучали здоровье. Когда занятие закончилось и ученики разошлись, мальчик подошел к мастеру и робко попросил принять его в число учеников.

Через два месяца врач из Мадраса едва узнал своего сына. Теперь он был выпрямлен, как стрела, его грудная клетка увеличилась, плечи стали шире. А к концу года объем его грудной клетки увеличился на четыре дюйма. Мышцы его рук и ног практически удвоились в окружности. С тех пор он уже никогда не болел. В одночасье он стал самым ловким мальчиком в школе — и это без участия в уроках английской гимнастики!

После смерти отца, когда мальчику исполнилось двадцать лет, он отправился в далекий город, чтобы снова навестить мастера, которому был обязан своим здоровьем, силой, да и самой жизнью. Он сказал мастеру, что почувствовал внутренний импульс, побуждающий его совершить длительное путешествие в Европу. После трогательного прощания мастер сказал:

"Езжай, мальчик мой, познакомься с Западом. Сравни людей на Западе с теми, что живут на Востоке, — западный и восточный образы жизни — и найди точку, в которой их пути пересекаются. Научись у западных людей тому, в чем они нас опередили, и научи их тому, в чем люди Востока уже достигли высокого мастерства. Езжай и работай над тем, чтобы соединить эти пути. Со временем ты поймешь, что наука Хатха-йоги — это не только путь к здоровью, но и единственный метод в физической культуре, основанный на единстве души и тела. Хотя это наука развития тела, она, тем не менее, основана на умственных и духовных силах".

Юноша обратил на мастера сияющий взгляд, сложил руки и поклонился.

"Мастер, я понял это уже давно, когда пытался развивать свое тело. Когда я направлял внимание на различные участки моего тела — мускулы и нервные центры, я наблюдал развитие во мне дотоле неведомых духовных сил. Чем больше я овладевал своим телом, тем более возрастала моя сила воли. Вы вернули меня к жизни, вы превратили слабого, измученного мальчика в атлета. Я даю вам обещание. " "Не обещай ничего, мальчик мой. Запад суматошен и суетлив и не хочет обращать внимание на мир Востока. Но ступай, и делай то, что должен сделать. И если тебе удастся передать науку йоги хотя бы нескольким друзьям, считай, что ты выполнил свой долг перед братьями Востока. В любом случае, учение привлечет лишь тех, чей разум не ослеплен материализмом и чей духовный мир открыт более прекрасному и высокому жизненному укладу. Но помни, это — твой самый священный долг. Когда ты услышишь сквозь время и пространство мой голос, ты поймешь, что пора возвращаться домой, что родная земля призывает тебя. Ступай, мой мальчик, да пребудут с тобой Небеса. " Вот так я попал в Европу.