Одарённые дети в системе дополнительного образования детей

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства

Аверина Надежда Леонидовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ №1

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.

Известный исследователь детского творчества С.А.Флёрина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им, через слова, картинку и другие виды искусства».

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций - зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Выдающиеся педагоги прошлого - И.Т. Песталотци, Я.А. Каменский, Ф. Фребель и отечественные педагоги и психологи свидетельствовали: занятия изобразительным творчеством создают основу для содержательного общения взрослого и ребенка, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.

На помощь им приходят педагоги дополнительного образования, которые занимаются с детьми индивидуально.

Я работаю педагогом дополнительного образования в МБОУ ДОД ЦДТ№1 г. Ульяновска. Восемь лет работаю сдетьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. В моем кружке «Радуга» занимаются пять человек от 9 до 16 лет. Все эти дети являются детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, у них разные диагнозы.Общим являются признаки умственной отсталости, нарушение моторно-двигательных функций, отсутствуют или мало развиты навыки самообслуживания, существуют эмоциональные поведенческие проблемы. Моя программа «Занимательная страна Рисовандия» по работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами учитывает особенности их развития. Моя задача, как педагога, состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода.

А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.

Встречаясь первый раз с ребенком, я стараюсь найти ним контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выясняю умения и навыки ребенка: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал и круг.

На последующих занятиях я пытаюсь выяснить художественную одаренность детей посредством различных игр:

*разрезные картинки (сначала из 2-3 частей составить целую, затем увеличить количество частей)

*сюжетные картинки (разложить по порядку 3-4 картинки)

* серия «Дополни изображение» (что увидел котёнок)

*серия «Лото» (что нужно повару, врачу и т.д.)

Занятия для таких детей намного отличаются от общепринятых занятий в системе дополнительного образования детей. Условно разделю их 4-5 частей:

*эмоциональный настрой (это может быть игра, персонаж кукольного театра, эпизод из сказки с нарисованными персонажами. Если у ребенка плохое настроение и он раздражен- я применяю такой метод: кладу перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, а в комнате родители раскладывают 2-3 предмета такого цвета, ребенку предлагается найти предметы такого же цвета.

*стихотворение или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.

*подготовка руки: пальчиковая гимнастика

*объяснение задания.

*непосредственная работа.

Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют мои движения и этим самым развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытствам маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами.

В своей работе стараюсь использовать интегрированные виды занятий. Нарисовал ребенок ёлочку – я предлагаю украсить ее разноцветными шариками, вырезанными избумаги, нарисовал Деда Мороза – борода, шапка, отделка костюма из ваты, так же можно украсить костюм снежинками, выбитыми фигурным дыроколом. Я не навязываю своего мнения, стараюсь подвести ребенка к самостоятельному принятию решения. Во многих семьях есть компьютеры и это очень помогает в работе: мы рассматриваем презентации по теме занятия, подобранные слайды.

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум

Т.С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива – «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Для своей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья я выбрала нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребёнку преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции.

Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно узнать, что шприцами можно рисовать, что можно рисовать и пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование – совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками – все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Дети с ограниченными возможностями здоровья решают сами какую технику можно использовать для получения того или иного образа. Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения.

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум.

Основными показателями, подтверждающими полезность и значимость моего опыта по развитию творческих способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются результаты Всероссийских, региональных, городских конкурсов и выставок:

- Яценко Вова – 1 место во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Сказки для добрых сердец», 2009год;

- Фатенкова Катя – 1 место во Всероссийском конкурсе детского прикладного и изобразительного искусства «Чиполлино», 2010 год;

- Балахшин Сергей – 1 место во Всероссийском конкурсе детского рисунка и прикладного творчества «Космические путешествия», 2012год;

- Горелова Катя- 2 место во Всероссийском конкурсе детского рисунка и прикладного творчества «Сергей Михалков», 2013 год;

- Будкина Алена – 2 место во Всероссийском конкурсе детского рисунка и прикладного творчества «Там, где живёт кенгуру», 2014 год;

-Аверина Надежда Леонидовна-«Бронзовый сертификат» соответствия ССИТ, 2014 год.

Список литературы.

1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М. Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева - М. Академия, 1999.

3. Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова - М. Педагогическое общество России, 2000.

5. Лыкова И.А. Планета детства на орбите ФГТ. Образовательная область «Художественное творчество», М. Цветной мир, 2011 г.