Пояснительная записка

В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что в период получения среднего образования многие школьники теряют здоровье. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, но и сводить все аспекты к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что с каждым годом растет число заболеваний, таких как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевание глаз, пограничные нервно-психические расстройства.

Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения? Действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены и т.д. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носит не объективный, а субъективный характер, то есть связаны с бездействием при решении задач охраны здоровья самими школьниками.

Именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Эту задачу возможно осуществить при изучении вариативной части материала по химии. Поэтому разработан курс «Химия и здоровье человека», который способствует формированию у учеников понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как обучающихся интересуют не абстрактные знания, а имеющие практическую направленность.

Итак, цель данного курса:

1. Сформировать у учащихся понятие здорового образа жизни, усилить интерес к предмету;

2. Продолжить формирование мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение; развить творческое мышление учащихся.

Задачи:

1. Сформировать валеологическую грамотность учащихся.

2. Расширить границы применения имеющихся химических знаний.

3. Продолжить формирование навыков решения задач по химии.

4. Указать взаимосвязь химии и валеологии (наука о здоровье) и раскрыть роль химических знаний в сохранении и укреплении здоровья своего организма.

5. Указать взаимосвязь химии и экологии.

Для выполнения вышепоставленных задач данной программы достаточно оборудования и реактивов, имеющихся в школьном кабинете химии. Например, непосредственно используются для проведения практических работ реактивы: индикаторная бумага, сульфаты (сульфат железа), неорганические кислоты разбавленные и концентрированные (серная, соляная), соли аммония (хромат аммония, сульфат аммония, карбонат аммония), сульфид натрия, иодид калия, нитрат серебра, щелочи (гидроксид натрия, гидроксид калия), карбоновые кислоты (уксусная кислота), хлорид железа. В качестве оборудования используются письменные принадлежности, микрокалькулятор, пробирки, держатели, горелки спиртовые, фарфоровые чашки, тигли, химические стаканы, колбы (плоскодонные), секундомер, часы, весы.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Изучив курс «Химия и здоровье человека» учащиеся должны обладать валеологическими знаниями о способах сохранения своего здоровья, уметь решать задачи с валеологическим содержанием, обладать навыками выполнения практических работ на экологическую направленность.

II. Ожидаемые результаты

Изучив данный курс, учащиеся должны обладать знаниями о валеологии как науке о здоровье; иметь представление о здоровом образе жизни и мерах его поддержания; знать влияние различных химических элементов на здоровье человека, а также влияние химических веществ на свой организм, их применение в медицине, сельском хозяйстве, военном деле; иметь общее представление о витаминах, знать растения, содержащие основные группы витаминов.

Учащиеся должны уметь определять состояние своего здоровья по анализу кожных покровов, самочувствия, работоспособности, сна, настроения, аппетита, массы тела, иммунитета; уметь грамотно выбирать средства гигиены с целью поддержания здоровья организма на основе знаний о свойствах и составе этих веществ; уметь грамотно составлять свой пищевой рацион, исходя из знаний о влиянии витаминов, химических элементов и их соединений на человека; уметь решать задачи на валеологическую тематику, определять практически нахождение нитратов, свинца в окружающей среде, делать качественный анализ воды из природных источников.

После изучения курса ученики не только закрепляют навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, но и получают навыки метода самонаблюдения.

II. Основное тематическое содержание